Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Уровень образования
- Основное общее образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
биология
Рабочая программа по биологии для учеников 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (с изменениями от 07.05.2013 № 99-ФЗ и от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская СОШ».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в варианте 1. 5-9 классы (природоведение, биология, география). М.: Просвещение, 2019.
Биология играет важную роль в образовании учеников с умственной отсталостью. Она помогает им социализироваться и приобретать жизненные навыки.
В специальной коррекционной школе курс биологии важен для развития учащихся с низкой мотивацией к познанию. Изучение биологии в 7-9 классах способствует экологическому, эстетическому, патриотическому, физическому и трудовому воспитанию детей и подростков.
Главная цель предмета – дать учащимся базовые знания о живой и неживой природе, организме человека и привить основы здорового образа жизни.
Основные задачи курса:
- Сформировать у учащихся начальные научные представления о живой природе, строении и жизни растений, животных и человека.
- Показать практическое применение биологических знаний, научить ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, а также за своим организмом. Использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических задач.
- Научить правильному поведению в природе, формировать экологическое, эстетическое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание. Помочь усвоить правила здорового образа жизни.
- Развивать и корректировать познавательную деятельность учащихся. Учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, обобщать понятия, понимать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас, развивать связную речь и психические функции.
Курс биологии рассчитан на три года: с 7 по 9 класс, по два урока в неделю.
Учебный материал распределен по классам следующим образом:
- 7 класс: «Растения. Грибы. Бактерии».
- 8 класс: «Животные».
9 класс – «Человек»
Класс
7
8
9
Количество часов в неделю
2
2
2
Итого в год
68
68
68
Итого за весь курс
204 часа
Рабочая программа по биологии АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:00:51 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
география
**Адаптированная рабочая программа по географии для 6-9 классов**
Программа разработана в соответствии с законодательством РФ и образовательными стандартами для детей с умственной отсталостью. Она учитывает специфику учебного предмета и направлена на всестороннее развитие личности каждого ребенка.
**Цели обучения:**
- Познакомить с основами географии и географическими терминами.
- Сформировать представления о крупных государствах Евразии.
- Создать условия для максимального развития личности ребенка через изучение географии.
**Задачи обучения:**
- Дать базовые научные знания о природе, населении и хозяйстве своего края, России и зарубежных стран.
- Показать взаимодействие человека и природы.
- Познакомить с культурой и бытом разных народов.
- Научить правилам поведения в природе.
- Объяснить географическое положение различных объектов.
- Развивать психические процессы через изучение географии.
- Воспитывать патриотизм, экологическую и этническую культуру.
- Формировать понимание роли географического положения своей страны и края.
- Систематизировать знания о географическом положении, природе, населении и экономике.
- Научить работать с географическими картами.
- Развивать наблюдательность, внимание, память и мышление.
- Закрепить навыки правильного поведения в природе.
- Повысить интерес к предмету.
**Коррекционно-развивающие задачи:**
- Учить анализировать и понимать причинно-следственные связи.
- Развивать абстрактное мышление и воображение.
- Расширять словарный запас.
- Развивать связную речь.
**Принципы обучения:**
- Коррекционная направленность.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Научность и доступность.
- Систематичность и последовательность.
- Наглядность.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
**Методы обучения:**
- Словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
- Наглядные: наблюдение, демонстрация.
- Практические: упражнения, работа с картой.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
**Место предмета в учебном плане:**
География изучается с 6 по 9 класс по 68 часов в год.
**Учебники:**
- География для 6 класса / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2011.
- География для 7 класса / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2011.
- География для 8 класса / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2010.
- География для 9 класса / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2011.
**Общая характеристика предмета:**
География играет важную роль в развитии детей с низкой мотивацией к познанию. Она расширяет кругозор, помогает понять природные явления и социально-экономические процессы.
Основные задачи курса:
- Дать базовые знания о природе, населении и хозяйстве.
- Показать взаимодействие человека и природы.
- Познакомить с культурой разных народов.
- Научить правилам поведения в природе.
Программа учитывает особенности детей с нарушением интеллекта. Географический материал помогает развивать аналитическое мышление, воображение и умение абстрагироваться.
Систематическая словарная работа расширяет лексический запас и учит правильно использовать новые слова. Понимание материала начинается с его восприятия и формирования географических представлений. Для формирования понятий необходима активная работа мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Курс географии тесно связан с другими предметами: естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой и изобразительным искусством. Программа предусматривает повторение материала и постепенное усложнение тем от 6 к 9 классу. Это способствует прочному усвоению знаний и развитию навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа по географии АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:00:48 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
информатика
Рабочая программа по информатике для обучающихся 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих документов:
- Федеральный
закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ).
- Федеральный
государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Элисенваарская СОШ»
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Цели:
ü формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
ü формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
ü усиление культурологической составляющей школьного образования;
ü развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
ü познакомиться с понятием информация;
ü рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации;
ü познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения;
ü закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места;
ü развивать навык работы на клавиатуре и с мышью;
ü изучать графический редактор Paint;
ü научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint;
ü закреплять навыки работы с файлами и папками,
ü познакомить с текстовым процессором Word,
Учебный план на изучение информатики в 7-9 классе основной школы отводит 1 учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 102 часа.
Рабочая программа по информатике АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:00:53 (скачать) (посмотреть) (текст документа) - Федеральный
закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ).
-
мир истории
Рабочая программа по предмету мир истории для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
- Федеральный
государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская СОШ»
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
Задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Для реализации программного содержания используются учебники:
Бгажнокова И.М. Мир истории. 6класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. - 7-е изд. – М.: просвещение, 2021.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часов. Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа мир истории АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:00:55 (скачать) (посмотреть) (текст документа) - Федеральный закон
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
-
музыка
Рабочая программа учебного курса «Искусство» для 5 класса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа школы.
- Программы специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Цель курса ― познакомить детей с музыкальной культурой как важной частью их духовной жизни.
Задачи:
- Познакомить с основами музыкального искусства.
- Привить любовь к музыке и привычку слушать её.
- Развивать умение получать удовольствие от музыки.
- Формировать эстетические ориентиры для повседневной жизни.
- Развивать восприятие, мышление, голос и творческие способности.
Особенности учебного предмета:
Музыкальное обучение строится на индивидуальном подходе, игре и эмоциональности. Учебный процесс учитывает принципы доступности, систематичности, наглядности и взаимосвязи обучения и воспитания.
Место в учебном плане:
На изучение музыки в 5 классе выделяется 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Каждый урок длится 40 минут.
Рабочая программа по музыке АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:00:57 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
чтение
Рабочая программа по чтению для обучающихся 5–9 классов с умственной отсталостью составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы. Она уточняет содержание тем, распределяет учебные часы по разделам и темам для каждого класса.
Программа разработана с учетом следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа школы.
Основой программы стала авторская методика «Чтение и развитие речи» для 5–9 классов под редакцией В. В. Воронковой, одобренная Минобрнауки России. Она учитывает содержание предмета «Чтение» из Примерной адаптированной программы для детей с умственными нарушениями.
Для обучения используются учебники:
1. Малышева З. Ф. «Чтение» для 5 класса.
2. Бгажнокова И. М., Погостина Е. С. «Чтение» для 6 класса.
3. Аксенова А. К. «Чтение» для 7 класса.
4. Малышева З. Ф. «Чтение» для 8 класса.
5. Аксенова А. К., Шишкова М. И. «Чтение» для 9 класса.
На изучение предмета «Чтение» с 5 по 9 класс отведено 680 часов — по 136 часов ежегодно.
Рабочая программа по чтению АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:01:01 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
рисование
Рабочая программа учебного курса «Искусство» для учащихся 5 класса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ с последующими изменениями.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для таких учащихся в МКОУ «Элисенваарская СОШ».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Цель программы по изобразительному искусству — развитие личности ученика через изобразительную деятельность. Это включает формирование интеллектуальных, эмоциональных и двигательных навыков, а также коррекцию недостатков развития у детей с ограниченными возможностями.
Основные задачи школьного курса по изобразительному искусству в 5 классе:
**Коррекционно-развивающие задачи:**
- Коррекция недостатков познавательной деятельности через систематическое воспитание правильного восприятия формы, строения, величины и цвета предметов, их положения в пространстве. Развитие умения находить существенные признаки, устанавливать сходства и различия между предметами.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, навыков сравнения и обобщения. Совершенствование умения ориентироваться в задании, планировать работу и последовательно выполнять рисунок.
- Улучшение зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся действий с разнообразным изобразительным материалом.
**Образовательные задачи:**
- Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти и представлению, а также декоративного рисования. Развитие умения применять эти навыки в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.
- Развитие эстетического восприятия, умения видеть и понимать красоту, высказывать оценочные суждения о произведениях искусства. Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к ним.
- Знакомство с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна.
- Расширение и уточнение словарного запаса за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи.
**Воспитательные задачи:**
- Воспитание художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
- Содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Рабочая программа по рисованию АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:01:03 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
труд
Рабочая программа по профильному труду для 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Элисенваарская СОШ».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Цель изучения предмета «Швейное дело» — всестороннее развитие личности обучающихся с учетом их особенностей, формирование трудовой культуры и подготовка к выбору профессии.
В 5-9 классах ученики получают начальные навыки в области швейного дела. Это помогает им освоить трудовые умения, понять, как выбирать профессию, учитывая свои интересы, склонности и возможности.
Основные задачи программы:
- Формирование профессиональных навыков.
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения и творческих способностей.
- Обучение работе в коллективе, самостоятельному поиску информации и анализу трудового процесса.
- Воспитание культуры труда и умения применять общеобразовательные знания на практике.
Коррекционная работа направлена на:
- Развитие познавательной деятельности и художественного вкуса.
- Формирование навыков самоконтроля, самостоятельности и общения.
- Коррекцию пространственной ориентации, логического мышления и наблюдательности.
- Развитие моторики, речи и обогащение словарного запаса профессиональной терминологией.
- Формирование познавательного интереса, зрительного восприятия и глазомера.
- Обучение сравнению и сопоставлению.
Учебный материал распределен по годам с учетом возраста и психофизических особенностей детей. Программа относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Распределение часов по классам:
- 5 класс: 6 часов в неделю, 204 часа в год.
- 6 класс: 6 часов в неделю, 204 часа в год.
- 7 класс: 7 часов в неделю, 238 часов в год.
- 8 класс: 7 часов в неделю, 238 часов в год.
- 9 класс: 7 часов в неделю, 238 часов в год.
Рабочая программа по труду АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:01:11 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
природоведение
Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов с умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Элисенваарская СОШ».
- Авторская программа Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение» для специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Программа предназначена для детей с легкой умственной отсталостью и направлена на развитие их интеллектуальных, эмоциональных и двигательных способностей. Она помогает формировать личность ребенка, прививать ему положительные навыки и привычки.
Основные задачи программы:
- Ознакомление с основами живой и неживой природы.
- Понимание взаимосвязи между живой и неживой природой.
- Развитие специальных и общеучебных навыков.
- Воспитание бережного отношения к природе и ее ресурсам.
- Ознакомление с основными направлениями охраны природы.
- Формирование социально значимых качеств личности.
Программа учитывает особенности детей с умственной отсталостью, такие как неустойчивое внимание, ограниченный объем памяти, трудности в воспроизведении информации и несформированность мыслительных операций. Коррекционная направленность обучения является ключевым принципом программы.
Рабочая программа по природоведению АООП вариант 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:01:14 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
этика
При создании программы мы опирались на:
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599.
- Федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью, утвержденную приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1026.
Курс «Этика и психология семейной жизни» помогает подросткам решать различные жизненные ситуации, оценивать и понимать мотивы своих поступков и действий других людей. На занятиях они обсуждают проблемы, высказывают мнения, доказывают свою точку зрения. Этот курс должен стать итогом духовно-нравственного воспитания, направленного на актуальные задачи юности.
Цель курса «Этика» — формирование у детей с умственной отсталостью нравственных чувств, сознания и поведения.
Основные задачи:
— Научить оценивать свои и чужие поступки на основе усвоенных моральных представлений.
— Понять правила взаимоотношений в обществе и следовать им.
— Сформировать отношение к нравственным категориям и научиться их различать.
— Корректировать недостатки познавательной, эмоциональной и личностной сфер.
Согласно ФГОС, результаты освоения программы должны быть предметными и личностными. Они должны быть конкретизированы в тематическом планировании.
Предмет «Этика» входит в образовательную область «Человек и общество». Он изучается в 10-12 классах.
В 10 классе программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
В 11 классе — также на 34 часа в год, 1 час в неделю.
В 12 классе — на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Рабочая программа учебного предмета Этика 10-12 класс (1 вариант) (2) (1) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:01:16 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
обществоведение
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для учащихся 10-12 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП УО, вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1026. Также учтены особенности образовательной программы МКОУ «Элисенваарская СОШ».
Основная цель курса – помочь учащимся с интеллектуальным недоразвитием адаптироваться в обществе, повысить их правовую и этическую грамотность. Мы стремимся сформировать у них нравственное и правовое сознание, а также умение применять правовые знания в повседневной жизни.
Задачи курса включают:
- Ознакомление с Конституцией Российской Федерации.
- Введение ключевых понятий: мораль, право, государство, гражданин, закон и другие.
- Развитие правовой культуры: уважение к законам, понимание их важности и желание их соблюдать.
- Формирование навыков законопослушного поведения.
- Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
- Ознакомление с последствиями правонарушений.
- Развитие нравственных понятий, таких как добро, порядочность и справедливость.
- Понимание единства прав и обязанностей гражданина.
- Формирование познавательного интереса к предмету.
- Воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности.
- Коррекцию и развитие познавательных психических процессов.
Курс «Обществоведение» входит в образовательную область «Человек и общество» и рассчитан на три года обучения. Каждый учебный год включает 34 часа, занятия проводятся один раз в неделю.
Распределение часов по классам:
10 класс – 34 часа
11 класс – 34 часа
12 класс – 34 часа
рабочая программа учебного предмета «Обществоведение» для обучающихся 10-12 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными н Документ подписан электронной подписью Серийный номер 206207823956372999289752484386853790447614924969 Директор/Заведующий Левина Татьяна Андреевна Дата подписания документа 17.10.2025 19:01:18 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Практики
Нет