МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
«30» августа 2021г
Протокол № 8
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________ Орлова И. В.
«30» августа 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
№ 43-ОД от «30» августа 2021г
Директор
____________ Левина Т. А.
Адаптированная рабочая программа учебного
предмета
«География»
6-9 классы
основное общее образование
срок реализации программы – 4 года
2021 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по географии для 6-9 классовсоставлена в соответствии
с требованиями:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская СОШ»
Цели и задачи обучения с учетом специфики учебного предмета.
Цели:
формирование
представлений
о
понятии
«География» и географических
терминов;
формирование представления о крупных государствах Евразии;
создание условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением
интеллекта при изучении географии;
Задачи:
дать элементарные, но
научные
и
систематические
сведения
о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
познакомить с культурой и бытом разных народов;
помочь усвоить правила поведения в природе;
сообщить учащимся знания о географическом положении тех илииных объектов;
развитие психических процессов средствами предмета «География»;
нравственно-экологическое, этническое воспитание при обучениигеографии, патриотизма;
сообщение учащимся знаний о географическом положении своей страны и своего края,
важных природных объектов;
формирование
правильного понимания роли географического положения своей
страны и родного края;
развитие психических процессов средствами предмета «География»;
сообщение учащимся знаний о географическом положении материкови океанов;
формирование правильного понимания роли географического положения материков и
океанов;
систематизировать представления о географическом положении, природе, населении,
хозяйстве, экономических и экологических проблемах, культуре;
автоматизировать навык работы с разными географическими картами;
корректировать развитие наблюдательности, внимания, воображения, памяти, мышления,
представлений, устной речи;
закрепить навыки правильного поведения в природе;
повышать интерес к изучаемому предмету.
Коррекционно – развивающие:
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
содействовать
развитию
абстрактного мышления, развиватьвоображение;
расширять лексический запас;
развивать связную речь.
При осуществлении
программы предусматривается выполнение
следующих
принципов и методов:
Принципы:
принцип коррекционной направленности в обучении;
принцип воспитывающей и развивающей направленности
обучения;
2
принцип научности и доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип наглядности в обучении;
принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
в обучении
и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником икнигой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения, работа с географической картой. Занятия проводятся в классноурочной форме.
Описание места предмета в учебном плане.
В учебном плане с 6 по 9 классы отведено для обязательного изучения учебного предмета
«география», по 68 часов в каждом классе.
6 класс – 68 часов в неделю
7 класс – 68 часов в неделю
8 класс – 68 часов в неделю
9 класс – 68часов в неделю
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников.
География для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
издание, / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина/, М.: Просвещение, 2011г. Приложение (карты).
География для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
издание, / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина/, М.: Просвещение, 2011г. Приложение (карты).
География для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
издание, / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина/, М.: Просвещение, 2010г. Приложение (карты).
География для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
издание , / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина/, М.: Просвещение, 2011г. Приложение (карты).
вида, 4-е
вида. 4-е
вида. 4-е
вида. 4-е
Общая характеристика учебного предмета география.
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со
сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет
кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социальноэкономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и
систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий,
распространенных в своем регионе.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением
интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает
значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые
объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими
пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со
сниженным интеллектом, помогает им правильноупотреблять новые слова в связной речи.
Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в
единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических
понятий
нужна
специальная
активная
работа
3
мышления,осуществлениетакихумственныхопераций,каканализ,синтез,обобщение, абстрагирование,
конкретизация.
Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение
и установление причинно – следственных связей.
Познание предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих
преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием,
историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, социально-бытовой
ориентировкой (основы социальной жизни) и другими предметами, а также предусматривает опору
на знания, полученные в курсах«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи, программа и методика преподавания географии
предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению
элементарных географических знаний учащимисяс интеллектуальными нарушениями.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной
программы.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с
помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по
возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя
источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и
т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и
анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с
биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и
другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи школы, данная рабочая программа предусматривает
повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и
расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных
географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
Предметные результаты
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися знания и умения, специфичные
для предметной области математика, готовность их применения. АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
4
6 класс
минимальный:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
масштаб, его обозначения;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и знаки географической карты;
расположение воды и суши на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена
первых космонавтов;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
основные типы климатов;
географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
достаточный:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной
поверхности;
читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
читать географическую карту;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
7 класс
минимальный:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты
над уровнем моря;
природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
правила поведения в природе;
расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей
программе.
достаточный:
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
5
делать несложные макеты изучаемых природных зон;
принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в
природе.
8 класс
минимальный:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое
положение и их хозяйственное значение;
особенности географического положения, очертания берегов и природные условия
каждого материка, население и его особенности размещения.
достаточный:
показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого
материка, давать элементарное описание их природных условий.
9 класс
минимальный:
географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
границы, государственный строй и символику России;
особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей
области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
достаточный:
находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города
Евразии;
показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
находить свою местность на карте России;
давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
правильно вести себя в природе.
Содержание учебного курса географии
6 класс
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура,
облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере,
меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия
для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и
навыков, полученных в 1—5 классах.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.Ориентирование.
Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным
объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их
образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле
6
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец.
Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища,
пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы,
штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Проведение опытов:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка.
Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте.
Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы,
города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в
жизни и деятельности людей.
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и
карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида).Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).Значение
Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на
глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России
— Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и
моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с картами. Рельеф нашей страны.
Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный
Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти,
железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон,
Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал,
Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя).Работа с контурными картами. Наш
край на физической карте России. Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и
Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, 11онам Земля,
('терния Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал,
Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно - Сибирская,
Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское
плоскогорье. Повторение начального курса физической географии.
7 класс
Особенности природы и хозяйства России
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России.
Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные
месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России.
Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Практическая работа: Показать положение и границы России на карте полушарий и физической
карте.
Природные зоны России
Размещение природных зон на территории России. Карта природныхзон России.
7
Практическая работа: Показать границы природных зон России накарте.
Зона арктических пустынь
Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население
и его основные занятия. Северный морской путь. Практическая работа: Показать границу
природной зоны
на карте,
растительный и животный мир.
Зона тундры
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры:
Мурманск, Архангельск. Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы
Севера. Охрана природы тундры.
Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир,
крупные города.
Лесная зона
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные
звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города
Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо– Западной России. Города: Санкт –
Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир,
крупные города.
Зона степей
Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон:
Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города
степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир,
крупные города.
Зона полупустынь и пустынь
Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны
полупустынь и пустынь.
Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир,
крупные города.
Зона субтропиков
Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство.
Население и его основные занятия. Города – курорты.
Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир,
города-курорты.
Высотная поясность в горах
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
8 класс
Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте
полушарий.
Мировой океан
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан.
Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка
8
Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа,
климата и природных условий Африки. Растения и животные тропических лесов. Растительный и
животный мир саванн и пустынь Африки. Население Африки. Государства Африки, их столицы
(Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Заир, ЮАР — по выбору учителя).
Практическая работа: запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и
животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия
Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.
Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Особенности природы Австралии. Охрана
природы. Население Австралии (коренное и пришлое). Город Канберра.
Антарктида
Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности
природы Антарктиды. Изучение Антарктидынаучными экспедициями. Охрана ее природы.
Практические работы.
Обозначение на контурной карте изучаемого материка.
Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
Северная Америка
Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Население. Рельеф. Климат.
Реки и озера Природа Северной Америки. США. Географическое положение. Столица. Население.
Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.
Южная Америка
Географическое положение, очертания берегов Южной Америки. Рельеф. Климат. Реки Южной
Америки. Природа Южной Америки. Население (коренное и пришлое). Государства (Бразилия,
Аргентина, Перу, Чили или другие по выбору учителя), их столицы.
Евразия
Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Условная граница между
Европой и Азией. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Рельеф. Климат.
Разнообразие природных условий Евразии. Реки и озера Евразии. Растительный и животный мир
Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Повторение курса
«География материков и океанов».
9 класс
Политическая карта Евразии.
Европа. Западная Европа.
Европа. Западная Европа. Великобритания: географическое положение, природа, экономика.
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская Республика):
географическое положение, природа, экономика. Франция: население, культура, обычаи и традиции.
Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика).Швейцария
(Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа
Южная Европа. Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика). Италия
(Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика. Италия: население,
культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика)
Северная Европа
Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия
(Финляндская Республика)
Восточная Европа
Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия.Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния. (Республика Румыния). Болгария.
(Республика Болгария). Сербия. Черногория. Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика).
Латвия
(Латвийская
Республика).
Литва
(Литовская
Республика).
Республика
Белоруссия.Украина.Молдавия (Республика Молдова).
Азия. Центральная Азия
9
Азия. Центральная Азия.Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика
Таджикистан)
Юго-Западная Азия
Юго-Западная Азия. Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика
Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика
Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан)
Южная Азия
Южная Азия. Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. Индия:
население, культура, обычаи и традиции.
Восточная Азия
Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа,
экономика. Китай: население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корея. Корейская НародноДемократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония: географическое положение,
природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и традиции. Практические работы:
Юго-Восточная Азия
Юго-Восточная Азия. Таиланд. (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика
Вьетнам). Индонезия (РеспубликаИндонезия)
Россия
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России. Столица и крупные города России.
Тематическое планирование
6 класс
№
Количество часов
Название раздела
Общее
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
4
5
3
11
11
18
16
Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
2
-
7 класс
Количество часов
Общ ее
Контрольные
работы
Название раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Особенности природы и хозяйства России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Зона тундры.
Лесная зона.
Зона степей.
Зона полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков.
Высотная поясность в горах.
11
3
5
8
17
8
6
2
8
10
1
1
Практические
работы
1
-
8класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Название раздела
Введение.
Мировой океан.
Африка.
Австралия.
Антарктида.
Северная Америка.
Южная Америка.
Евразия.
Количество часов
Общ ее
Контрольные
работы
1
6
14
8
5
9
11
14
Практические
работы
1
1
1
9класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название раздела
Введение.
Европа. Западная Европа.
Южная Европа.
Северная Европа.
Восточная Европа.
Азия. Центральная Азия.
Юго-Западная Азия.
Южная Азия.
Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
Количество часов
Общее
Контрольные
работы
1
8
6
4
15
6
7
2
8
5
6
1
1
Практические
работы
1
1
-
Система оценивания. Критерии и нормы оценивания.
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
полно раскрыто
содержание материала
в объеме
программы и
учебника;
четко и
правильно
даны определения и
раскрыто
содержание
понятий, верно использованы термины;
для доказательства использованы различные умения, сделаны выводыиз наблюдений и
опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие
11
неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не
всегда последовательно;
определение понятий недостаточно четкие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов,допущены ошибки
при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении
понятий.
Учебно-методическое обеспечение
География для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, 4-е издание, / Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина/, М.:
Просвещение, 2021г. Приложение (карты).
География для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 4-е издание, / Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина/, М.:
Просвещение, 2022г. Приложение (карты).
География для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 4-е издание, / Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина/, М.:
Просвещение, 2023г. Приложение (карты).
География для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 4-е издание , / Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина/, М.:
Просвещение, 2024г. Приложение (карты).
Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс
(68 часов. 2часа в неделю)
№
урока
Колво
часов
1
2
1
1
3
4
1
1
5
6
7
8
1
1
1
1
9
1
Тема урока
Введение (4 ч.)
Что изучает география.
Наблюдения за изменениями высоты солнца
и погоды.
Явления природы.
Географические сведения о вашей местности
и труде населения.
Ориентирование на местности (5 ч.)
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование по местным признакам
природы.
Экскурсия «Закрепление понятий о
горизонте и об его основных направлениях».
12
Дата
10
11
12
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
1
24
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
35
1
36
1
37
38
39
1
1
1
40
41
42
1
1
1
Формы поверхности Земли (3 ч.)
Равнины. Холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.
Вода на Земле (11 ч.)
Вода в природе.
Родник, его образование.
Колодец, водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки.
Как люди используют реки.
Озера. Водохранилища. Пруды.
Болота, их осушение.
Океаны и моря.
Острова и полуострова.
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от
загрязнений.
Урок обобщения, контроля и коррекции
знаний по разделу: «Вода на Земле»
План и карта (11 ч.)
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
Промежуточная полугодовая контрольная
работа
План и географическая карта.
Практическая работа «План и карта».
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.
Урок обобщения, контроля и коррекции
знаний по разделу: «План и карта»
Земной шар (18 ч.)
Физическая карта России. Значение
географической карты в жизни и
деятельности людей.
Практическая работа «Физическая карта
России».
Краткие сведения о земле, солнце, луне.
Планеты.
Земля – планета. Доказательства
шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус – модель земного шара.
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на земле.
13
43
44
45
1
1
1
46
47
1
1
48
1
49
1
50
51
52
1
1
1
53
54
1
1
55
1
56
57
58
1
1
1
59
60
1
1
61
62
63
64
65
66
67
1
1
1
1
1
1
1
68
1
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий.
Практическая работа «Материки на глобусе
и карте полушарий».
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на земле.
Различие в освещении и нагреванииСолнцем
земной поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркие, умеренные,
холодные.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Урок обобщения, контроля и коррекции
знаний по разделу: «Земной шар»
Карта России (16 ч.)
Географическое положение России на карте.
Границы России. Сухопутные границы
России на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря Северного
Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей страны. Низменности,
возвышенности, плоскогорья.
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых.
Реки: Волга с Окой и Камой.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки: Лена и Амур.
Озера России.
Ваш край на карте России.
Урок обобщения, контроля и коррекции
знаний по разделу: «Карта России»
Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс
(68 часов. 2часа в неделю)
№
урока
Колво
часов
Тема урока
Особенности природы и хозяйства
14 России (11 ч.)
Дата
1
1
2
3
4
5
1
1
1
1
6
7
8
9
1
1
1
1
10
11
1
1
12
1
13
14
1
1
15
1
16
17
18
19
1
1
1
1
20
1
21
22
23
24
1
1
1
1
25
26
1
1
27
1
28
1
29
1
Географическое положение России на карте
мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные
месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность – основа хозяйства, ее
отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие
европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (3 ч.)
Размещение природных зон на территории
России.
Карта природных зон России.
Практическая работа: «Природные зоны
России».
Зона арктических пустынь (5 ч.)
Зона арктических пустынь. Положение на
карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры (8 ч.)
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные
занятия.
Города тундры: Мурманск, Архангельск.
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск,
Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры.
Лесная зона (17 ч.)
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые.
Климат.
15
30
31
32
33
34
35
36
37
1
1
1
1
1
1
1
1
38
39
1
1
40
1
41
42
43
44
1
1
1
1
45
1
46
47
48
1
1
1
49
1
50
1
51
1
52
1
53
1
54
55
56
57
1
1
1
1
58
1
59
1
Полугодовая контрольная работа
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство
Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо–
Западной России.
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны.
Охрана леса.
Зона степей (8 ч.)
Зона степей. Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные
занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов,
Волгоград.
Города степной зоны: Ростов- на-Дону,
Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (6 ч.)
Зона полупустынь и пустынь. Положение на
карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные
занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (2 ч.)
Зона субтропиков. Положение на карте.
16
60
1
61
1
62
1
63
64
1
1
65
66
67
1
1
1
68
1
Курортное хозяйство. Население и его
основные занятия. Города – курорты.
Высокая поясность в горах (8 ч.)
Высотная поясность в горах. Положение накарте.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного
Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство.
Население и его основные занятия.
Промежуточная аттестация. Итоговая
контрольная работа.
Города.
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
(68 часов. 2часа в неделю)
№
урока
Колво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема урока
Материки и части света на глобусе и карте
Мировой океан.
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Африка. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительность
тропических лесов.
Животные тропических лесов.
Растительность саванн.
Животные саванн.
Растительность и животные пустынь.
Население и государства.
Египет.
Эфиопия.
Танзания.
Демократическая республика Конго.
Нигерия.
Южно – Африканская республика (ЮАР).
17
Дата
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
1
32
1
33
1
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
51
52
53
54
55
56
1
1
1
1
1
1
1
57
1
Австралия. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Полугодовая контрольная работа
Антарктида. Географическое положение.
Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир. Охрана
природы.
Современные исследования Антарктиды.
Северная Америка. Открытие Америки.
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба.
Южная Америка. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропического леса.
Растительность саванн, степей, пустынь и
горных районов.
Животные саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства.
Бразилия.
Аргентина.
Перу.
Евразия. Географическое положение.
Практическая работа: «Материки и океаны на
карте».
Очертания берегов. Моря Северного
Ледовитого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова.
18
58
1
59
1
60
1
61
62
63
64
65
66
67
1
1
1
1
1
1
1
68
1
Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Промежуточная аттестация. Итоговая
контрольная работа.
Культура и быт народов Евразии.
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
(68 часов. 2часа в неделю)
№
урока
Колво
часов
1
1
2
3
1
1
4
1
5
1
6
1
7
8
9
1
1
1
10
11
12
13
1
1
1
1
14
15
1
1
Тема урока
Введение (1 ч.)
Политическая карта Евразии.
Европа. Западная Европа (8 ч.)
Европа. Западная Европа.
Великобритания: географическое положение,природа,
экономика.
Великобритания: население, культура, обычаи и
традиции.
Франция (Французская республика): географическое
положение, природа, экономика.
Франция: население, культура, обычаи и традиции.
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика).
Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа (6 ч.)
Южная Европа.
Испания (Королевство Испания).
Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика): географическое
положение, природа, экономика.
Италия: население, культура, обычаи и традиции.
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа (4 ч.)
19
Дата
16
17
18
19
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
36
37
38
39
40
1
1
1
1
1
1
41
42
43
44
45
46
47
1
1
1
1
1
1
1
48
1
49
1
50
51
1
1
52
53
1
1
Северная Европа.
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа (15 ч.)
Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия.
Чехия (Чешская Республика).
Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Полугодовая контрольная работа
Литва (Литовская Республика).
Республика Белоруссия.
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Практическая работа: «Страны Европы».
Азия. Центральная Азия (6 ч.)
Азия. Центральная Азия.
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия (7 ч.)
Юго-Западная Азия. Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия (2 ч.)
Южная Азия. Индия (Республика Индия): географическое
положение, природа, экономика.
Индия: население, культура, обычаи и традиции.
Восточная Азия (8 ч.)
Восточная Азия.
Китай (Китайская Народная Республика): географическое
положение, природа, экономика.
Китай: население, культура, обычаи и традиции.
Монголия.
20
54
1
Корея. Корейская Народная Демократическая Республика
(КНДР).
55
56
1
1
Республика Корея.
Япония: географическое положение, природа, экономика.
57
1
58
59
60
61
62
1
1
1
1
1
63
64
1
1
65
66
67
68
1
1
1
1
Япония: население, культура, обычаи традиции.
Юго-Восточная Азия (5 ч.)
Юго- Восточная Азия.
Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия).
Практическая работа: «Страны Азии»
Россия (6 ч.)
Россия. Границы России.
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство
Евразии.
Административное деление России.
Столица и крупные города России.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
Повторение
Контрольно-измерительные материалы.
6 класс.
Полугодовая контрольная работа по географии.
1. К водопроницаемым породам относится:
а) известняк
б)
глин
а
в)
гран
ит
2. К водонепроницаемым породам относится:
а) песок
б) глина
в) известняк
3. Огромное пространство воды, ограниченное материками:а)
море
б)
ок
еа
н
в)
ре
ка
4. Место, где река берет своё начало:
а)
ус
21
ть
е
б)
ис
то
к
в)
ру
сл
о
5. Самый большой и самый глубокий океан:
а) Тихий
б) Индийский
в) Атлантический
6. Цунами это:
а) извержение подводных вулканов
б) подводное течение
в) морской бриз
7. Углубление по которому течет река:
а)
ру
сл
о
б)
ис
то
к
в)
ус
ть
е
8. Морская вода:
а)
кисла
я
б)
прес
ная
в)
солен
ая
9. В какое время года разливаются горные реки?
а) зимой
б)
лето
м
в)
осен
ью
10. Участок сильно увлажненной земной поверхности, поросший
влаголюбивой растительностью называется:
а)
зал
22
ив
б)
рек
а
в)
бол
ото
11. Часть суши со всех сторон окруженная водой это:
а) остров
б)
полуостр
ов
в) залив
12. Торф это:
а) остатки
растений
б) водоросли
в) останки животных
Промежуточная
аттестация.
Итоговая
контрольная
работа
1. Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной
деятельности называется:
A. История
B. Биология
C. География
2. Ветер это:
A. Движение воздуха в горизонтальном направлении
B. Движение воздуха в вертикальном направлении
3. Во время сильного дождя темное небо освещается яркой вспышкой, это:
A. Радуга
B. Гром
C. Молния
4. Обширные пространства ровной местности, это:
A. Горы
B. Плоскогорья
C. Равнины
5. Назовите части оврага, это:
A. Дно, склон, вершина
B. Исток, приток, русло, устье
6. Обширные возвышения над окружающей местностью, это:
A. Горы
B. Низменности
C. Равнины
7. Равнинные реки, это реки которые протекают:
A. На равнинах
B. В горах
8. Какое полезное ископаемое добывают на болотах:
A. Известняк
B. Природный газ
23
погеограф
C. Торф
9. Огромное пространство воды ограниченное материками:
A. Озеро
B. Река
C. Океан
10. Часть суши, с трёх сторон ограниченная водой:
A. Полуостров
B. Остров
11. На ней изображают большие территории: океаны, моря, равнины, горы,это:
A. План местности
B. Географическая карта
12. Коричневым цветом на карте изображены:
A. Моря
B. Равнины
C. Горы
13. Синим цветом на карте изображены:
A. Моря
B. Равнины
C. Горы
14. В каком году человек впервые полетел в космос?
A. 12 апреля 1961 года
B. 30 мая 1963 года
C. 25 сентября 1995
года15.Первый
космонавт:
A. Алан Шепард (США)
B. Юрий Алексеевич Гагарин
(СССР)
C. С. Алексей Леонов (СССР)
16. Самый большой по площади океан:
A. Атлантический океан
B. Индийский океан
C. Тихий океан
17. Самый маленький и холодный океан:
A. Тихий океан
B. Атлантический океан
C. Северный Ледовитый океан
18. Самый большой по площади материк:
A. Евразия
B. Австралия
C. Африка
19. Самый жаркий материк:
A. Евразия
B. Австралия
C. Африка
20. Самое большое государство на земном шаре:
A. Россия
24
B. Украина
C. Белоруссия
7 класс.
Полугодовая контрольная работа по географии
1. Какое самое большое государство в мире:
A. Казахстан
B. Китай
C. Россия
2. На каком материке расположена Россия:
A. Африка
B. Северная Америка
C. Евразия
3. Какой океан не омывает берега России:
A. Индийский
B. Северный Ледовитый
C. Атлантический
4. Россия делится на две части света:
A. Северную и южную
B. Западную и восточную
C. Европейскую и азиатскую
5. Граница между Европой и Азией проходит:
A. По горам Алтая
B. По Уральским горам
6. Какая природная зона находится на территории России?
A. Саванн и редколесья
B. Арктических пустынь
C. Влажных тропических лесов
7. Растения зоны арктических пустынь:
A. Мхи и лишайники
B. Дуб, берёза
C. Сосна, ель
8. Болотистая безлесная местность, которая протянулась от Кольского
полуострова на западе до Чукотского и Камчатского полуостровов на
востоке:
A. Зона тайги
B. Зона пустынь
C. Зона тундры
9. Растительный мир зоны тундры:
A. Ель, сосна, лиственница, кедр
B. Гусиный лук, ирисы, тюльпаны
C. Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
10. Животный мир зоны тундры:
A. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
B. Рысь, бурый медведь, волки, благородный олень
C. Сайгак, тушканчик, верблюд
11. Основные занятия населения тундры:
25
A. Земледелие
B. Охота, рыболовство
C. Животноводство
12. Эта зона расположена к югу от тундры:
A. Зона пустынь и полупустынь
B. Лесная зона
C. Степная зона
Промежуточная
аттестация.
Итоговая
контрольная
работа
погеограф
1. Природные
зоны
России.
Подпиши
цвет
природных
зон,соответс
зона арктических
пустыньзона лесов
зона степей зона
тундры
зона пустынь и
полупустыньзона
субтропиков
2. Соедини
стрелками
климатические
зоны
соответствующими климатическими условиями
зона арктических пустынь
теплый климат
зона тундры
суровый
климат зона лесов
прохладный
климат
3. Каким цветом лесная зона обозначена на карте природных зон:
A. Сиреневым
B. Желтым
C. Зелёным
4. Растительный мир тайги:
A. Ель, сосна, лиственница, кедр
B. Гусиный лук, ирисы, тюльпаны
C. Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
5. Какие деревья произрастают в смешанном лесу?
A. Ель, сосна, лиственница, кедр
B. Берёза, осина, ель, сосна, дуб
C. Дуб, берёза, осина, клён
6. Какие деревья произрастают в лиственном лесу?
A. Ель, сосна, лиственница, кедр
B. Берёза, осина, ель, сосна, дуб
C. Дуб, берёза, осина, клён
7. Животный мир лесной зоны:
A. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
B. Рысь, бурый медведь, волк, благородный олень
C. Сайгак, тушканчик, верблюд
8. Каких зверей относят к пушным:
A. Волк, зубр, косуля
B. Белый медведь, лемминг
C. Нутрия, ондатра, норка
9. Основные занятия населения лесной зоны:
A. Земледелие, животноводство
26
B. Охота, рыболовство, сбор ягод и грибов
10. Безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой
растительностью, приспособленные к засушливому климату:
A. Тундра
B. Пустыня
C. Степь
11. Каким цветом зона степей обозначена на карте природных зон:
A. Сиреневым
B. Желтым
C. Зелёным
12. Растительный мир степной зоны:
A. Ель, сосна, берёза, кедр
B. Степная осока, гусиный лук, ирисы, тюльпаны
C. Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
13. Животный мир степной зоны:
A. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
B. Рысь, бурый медведь, волк, благородный олень
C. Хомяк, тушканчик, степной жаворонок
14.Основные занятия населения степной зоны:
A. Земледелие, животноводство
B. Охота, рыболовство, сбор ягод и грибов
15. Обширные пространства земли с бедной растительностью, они
бывают каменистыми, песчаными, глинистыми, солончаковыми, это:
A. Степи
B. Леса
C. Пустыни
16.Столица нашей Родины
17.Призедент Росси
8 класс.
Полугодовая контрольная работа по географии.
1. Укажите главные причины существования течений в Мировом океане
а. Постоянные ветры и отклоняющая сила вращения Земли
б. Срединно-океанические хребты
в. Различия в температуре вод Мирового океана
2. Укажите самый мелководный океан на Земле
а. Атлантический океан
б. Северный ледовитый
океан
в. Тихий
3. Назовите португальского мореплавателя, открывшего для европейцев
морской путь в Индию вокруг африканского побережья
а.
Н.И.
Вавилов
б.
В.В.
Юнкер
в. Васко да Гама
4. Определите, почему Африка – самый жаркий материк Земли
а. Африку омывает самый теплый океан Земли - Индийский
б. Большая часть материка находится между тропиками
в. Здесь расположены крупнейшие пустыни
мира
27
5. Назовите самую длинную реку в
мире
а. Конго
б. Нил
в. Замбези
6. Выберите группу типичных растений экваториального леса Африки
а. Эвкалипт, баобаб, акация
б. Финиковая пальма, агава
в. Фикус, красное дерево, банан
7. Назовите государство Африки, которое расположено на двух
материках
а.
Кон
го
б.
Еги
пет
в. Марокко
8. Назовите страну Западной Африки, которая является самой
густонаселенной
а.
Ниге
рия
б.
Конг
о
в.
Анго
ла
9. Определите, в какой пустыне растет вельвичия
а. Намиб
б. Сахара
в. Калахари
10. Укажите самую большую пустыню в мире, находящуюся на
территории Африки
а.
Атака
ма
б.
Сахар
а
в.
Гоби
Промежуточная
аттестация.
1. Перечисли материки.
2. Перечисли океаны
Итоговая
28
контрольная
работа
погеограф
_
3. На каком материке ты живешь?
-Южная Америка;
-Австралия;
-Евразия.
4. На какие 2 части делится Евразия?
5. Столица нашей Родины
6. Президент России
7. Какие самые высокие горы на земном шаре?
-Уральские;
-Гималаи;
-Кавказ.
8. Основная форма рельефа Евразии является
-горы;
-равнины;
-плоскогорье.
9. Перечисли, какие озера находятся на материке Евразии?
10. Перечислите, какие животные находятся на грани вымирания
11. Какой океан является самым большим
-Тихий океан;
-Атлантический океан;
-Северный Ледовитый океан;
-Индийский океан.
12. Как называется самый холодный материк?
-Евразия;
-Антарктида;
-Австралия;
-Африка;
-Северная Америка;
-Южная Америка.
13. В океане встречаются льды, отколовшиеся от ледников суши их называют:
-дрейфующими льдами;
-айсбергами.
14. Подчеркни только названия морских животных
-морж;
-сельдь;
-скумбрия;
29
-треска;
-тюлень;
15. Какие 2 океана омывают Африку. Подчеркни.
-Тихий океан;
-Атлантический океан;
-Северный Ледовитый океан;
-Индийский океан.
16. Подчеркни, в каких климатических поясах находится Африка
-жарком;
-умеренном;
-холодном.
17 .Прочитай названия растений и животных Африки. Найди лишнее изачеркни
его.
Бамбук, бананы, яблоня,
пальма.Горилла, носорог,
буйвол, лось.
9 класс.
Полугодовая контрольная работа по географии
1. Какие страны относятся к государствам Западной Европы?А)
Великобритания, Германия, Франция
Б) Италия, Греция, Норвегия
В) Финляндия, Испания, Швеция
2.Какое море омывает страны Южной Европы?
А) Северное
Б)
Средиземн
оеВ)
Балтийское
3.Островными странами Европы являются:
А) Португалия и Греция
Б) Норвегия и Италия
В) Великобритания и Исландия
4.Укажите одно верное
утверждение:
А) Часовая башня Биг – Бен расположена в Берлине
Б) На Сене стоит столица Франции - Париж
В) Родина Олимпийских игр - Италия
5.Какие горы самые высокие в Европе:
А) Альпы
Б)
Пиренеи
В)
Карпаты
6. Выберите верное высказывание:
А) Эйфелева башня - символ Ватикана
Б) Борщ – одно из традиционных блюд норвежцев
В) Самое старое строение Рима – Колизей
7. Какое государство является монархией:
А) Великобритания
Б)
Германия
30
В)
Швейцар
ия
8. Определите страну по ее
описанию.
Ее называют раем для туристов.
Самые посещаемые места в ней – Лувр,
Елисейские поля, Версаль. Она являетсязаконодательницей
мод.
9. Соедини стрелками государство и столицу:
Лондон Португалия
Лиссабон
ВеликобританияПариж
Германия
Берлин Франция
10. Какое государство не расположено в Западной Европе? (зачеркни
лишнее)
Испания , Германия , Швейцария, Финляндия, Австрия, Греция.
11.Соедини стрелками государство и реку:
Темза
Испания
Сена
Германия
По
Великобритания
Рейн Франция
Эльба
Луара
12.Коррида – это….
Город, танец, бой быков, марка автомобилей.
Промежуточная
аттестация.
Итоговая
контрольная
работа
1. Соотнести, соединив
стрелкамиЛитва
Киев
Украина
Вильнюс
Белоруссия
Минск
2. Продолжи предложение.
Кишинёв – столица
.
3. Индия. Найдите Индию на политической карте. Назовите столицу Индии и
ее крупные города. Определите, с какими государствами она граничит.
.
Что выращивают в Индии?
.
4. Китай. Какими морями омывается территория Китая?
31
погеограф
.
Какие горы тянутся вдоль китайской границы?
.
Расскажите о животных, обитающих в этой стране.
На
каких
товарах
.
видели
вы
надпись:
«Сделано
в
Китае»?
.
5. Монголия. Найдите на карте страну, с какими государствами она
граничит? Назовите
столицу_
.
Придумайте
предложения
со словами
«кочевники»,
«юрта»,
«кумыс»,
«лошадь – ездовое животное», «верблюд и бык – вьючные животные».
.
6. Корея. Найдите на физической карте Корейский полуостров. Какие
государства
расположены
на
полуострове?
Назови
__
.
Найдите
столицы
этих
государств.
Назовите
.
Япония. Найдите
на
острова.Перечислите
7.
физической
карте
их.
их.
Японские
их.
Какими
морями
омываются
острова?
.
Какие
Почему
товары
в
.
Японии
наиболее
выпускают
развито
32
рыболовство,
в
Японии?
а
не
земледелие.
.
8. Таиланд. На каком полуострове расположена страна? Назовите
столицу.
.
Перечислите животных и растения, обитающие на данной территории?
33