МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
«30» августа 2020г
Протокол № 8
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_________ Орлова И. В.
(подпись)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
№ 43-ОД от «30» августа 2020г
Директор
____________ Левина Т. А.
(подпись)
«30» августа 2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету музыка
(предметная область: искусство)
для обучающихся 5 класса
(вариант 1)
2020 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Искусство» разработана для учащихся 5
класса на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская
СОШ»
Программы
специальных(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида:./Под.ред. В.В.Воронковой/ - М.: «Просвещение» .
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальным нарушением) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционная
направленность
учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение музыки в 5 классе отводится 1 ч в неделю,
итого 34 ч за учебный год. Время урока – 40 минут.
Планируемые результаты освоения обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) .
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения
образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения
о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
определение
характера
и
содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара и
др.);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных
звуков в конце и в середине слов;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков
(форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина,
баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Содержание программы
В содержание программы входит овладение обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальным нарушением) в доступной для него форме и объеме следующими видами
музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной
грамоты. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного
теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных
произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений
о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения
различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие
умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная
и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал
должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь
простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные
песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора
на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного
вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание
перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания
дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания
при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять
дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при
усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие
умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие
умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие
умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования
мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие,
средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие
умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения
определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого,
грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание
пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и
без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие
устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с
сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano
(умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная
линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Учебно- тематическое планирование
п/п
1
2
3
4
Наименование разделов и тем уроков
Количество часов
Восприятие музыки
Хоровое пение
Элементы музыкальной грамоты
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
10
5
12
6
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Музыка» в 5 классе
№
п/н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Наименование разделов, тем программы
Кол – во часов
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка.
Вокальная музыка. Песня
Вокальная музыка. Романс.
Фольклор в музыке
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Роль музыки в жизни людей
«Всю жизнь мою несу родину в душе…»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Писатели и поэты о русской музыке и музыкантах
Писатели и поэты о западноевропейской музыке и
музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата план
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр.
Мюзикл
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Небесное и земное в звуках и красках
«Звать через прошлое к настоящему»
Музыкальная живопись
Живописная музыка
Колокольные звоны в музыке и изобразительном
искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
«О подвигах, о доблести, о славе…»
Повторение
Повторение
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка »
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к
предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные
жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,
самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры
музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о
прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе
совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Оценка «2» и «1» не ставится.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru.
Wikipedia org/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik. Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
5.http://минобрнауки.рф/
6.http://www.orenburg-gov.ru/
7.http://www.orenedu.ru/
8.http://oren-rc.ru/
9.http://fcior.edu.ru/
10.http://school-collection.edu.ru/
11.http://www.edu.ru
12.http://www.1september.ru
13.http://www. zavuch.info
14.http://www.minobr.ru
15.www.pedsovet.org
16.http://www.future4you,ru
17.http://www.nauka21.ru
18.http://www.wikipedia.org/
19.KID.OLIMP.RU
20.PED.OLIMP.RU
Технические средства обучения
Проектор, экран, компьютер.