Рабочая программа по рисованию АООП вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
«30» августа 2020г
Протокол № 8

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_________
(подпись)

Орлова И. В.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
№ 43-ОД от «30» августа 2020г
Директор
____________ Левина Т. А.
(подпись)

«30» августа 2023 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РИСОВАНИЕ
для обучающихся 5 класса
(вариант 1)
Предметная область
«Искусство»

2020 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Искусство» разработана для учащихся 5 класса на основе
следующих документов:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
 Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
 адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская СОШ»
 Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:./Под.ред.
В.В.Воронковой/ - М.: «Просвещение» .
Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как линия развития
личности ученика средствами предмета:
– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на
формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и
коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на решение следующих
основных задач:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения;
совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
выполнении рисунка;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
образовательная:
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по
памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и
общественно полезной деятельности;
-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать
фразовую речь;
воспитательная:
-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно –
развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической
коррекционной задачей – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры,
декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение
разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты
изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны
быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели
небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы,
чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть
детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур
различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. П.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета:
определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного
расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали
рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять
среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для
проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление
различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. П.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с
отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных
мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во
время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде,
игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими
предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность:
составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное
составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически
повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для
умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и
явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и
навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического
характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и
соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут
решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить
сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно
использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов
рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с
моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный
материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5 классе для бесед выделяются специальные уроки. На
одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры,
графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое
внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать
содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления
умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на
картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми
художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц,
краски и т. П.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по
картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи,
картинные галереи, в мастерские живописцев Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного
класса является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и
познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать
урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной
отсталости.
1. Содержательный раздел
Требования к уровню подготовки
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать/понимать:
-отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика,
декоративно-прикладное искусство)
-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный
жанр, исторический жанр);
-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм,композиция);
-выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,М. Врубель, В.
Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт
Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;

-наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана,Прадо, Дрезденская
галерея);
-значение изобразительного искусства в художественной культуре;
Уметь:
-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и
выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон,
светотень, композиция);
-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные
произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
-восприятия и оценки произведений искусства;
-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению),
в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественноконструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Опыт творческой деятельности:
-Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека,
пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.
-Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в
разных художественных техниках.
-Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства:
натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
-Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды.
-Проектирование и изготовление открыток.
-Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки,
пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, соленого теста, коллажных техник, бумажной пластики и
других доступных художественных материалов.
-Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративноприкладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
-Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
-Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).
-Создание композиций на плоскости и в пространстве.
-Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение
национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов
зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.
-Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Личностные и предметные результаты освоения курса « Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения АООП общего образования:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский
народ и историю России;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом
жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В области предметных результатов обучающиеся достигают два уровня (минимальный и
достаточный)
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя;
рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации
(вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной
формы и конструкции;
передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение
смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и
действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) знание
названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и

аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы
предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки
(конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей
тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных
наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; различение жанров изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины
к ширине и частей к целому);
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как
вспомогательную;
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге,
применяя осевые линии;
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения
в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; пользоваться элементарными приемами
работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова,
обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений
изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Содержание программы 5 класс
№
1.
2.
3.

Наименование раздела
Подготовительный период
Обучение композиционной деятельности.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции, конструкцию.

Количество часов
6
18
20

4.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и

18

5.

формирование умений передавать его в живописи.
Обучение восприятию произведений искусства.
Всего

6
68

1.Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет,
сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части
рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке
формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы
использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами,
ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
2.Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя
осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров;
нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная
закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
3.Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры
изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше);
передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в
прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и
гуашевыми красками.
4.Беседы по изобразительному искусству
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного
искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и
цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного
искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц,
чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Примерные задания
I четверть
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство
родного края»
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды,
ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и
цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых
линиях круга; круг — по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг
— по шаблону диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).

II четверть
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных
видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство»
Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и
небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лес с четко
выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с
использованием белой гуаши.
III четверть
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье»
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу,
дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей,
катаются на коньках и т. п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки
по углам квадрата, веточки — посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с
прямоугольным циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили»
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с
тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
IV четверть
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом
возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно
переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой
Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков
Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура —
раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением
осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и
цветка тюльпана).

2. Организационный раздел.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
выделяется 68 часов/ 2 часа в неделю (34 учебные недели в классе).
Рабочая программа по
изобразительному искусству составлена на основе Программы по
изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, 5-7классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Просвещение», 2011 г.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Форма итоговой, промежуточной аттестации - творческий рисунок
Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
- Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- Умеет
подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- Обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- Обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- Не справляется с поставленной целью урока.
Планирование контроля и оценки знаний учащихся 5 класс
Тема контрольных работ
Контрольная работа за 1 четверть по теме: Картина о лете
Контрольная работа за 2 четверть по теме: Рисование Петрушки возле елки.
Контрольная работа за 3 четверть по теме: Дымковский узор.
Итоговая контрольная работа за год: Рисование цветов.
Контрольная работа за 4 четверть по теме: В парке весной.

Календарно-тематическое планирование

№
1

час
2

Тема урока
Введение.
Здравствуй осень!

Направление работы
Красота и разнообразие мира природы. Развитие
наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей
природы. В частности – красоты осенних листьев.
Сравнение осенних листьев по форме и цвету.
Использование этого опыта в изображении осеннего
листопада при работе с акварельными красками, а также в
аппликации и лепке. Цвета лета: зеленый, голубой, синий,
красный, желтый.
Птицы улетают.
Выражение настроения в изображении. Какое настроение
вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с
красками, цветом. Практика работы с красками.
Самостоятельная работа детей.
Рисование бабочек
Изображение бабочек. Развитие наблюдательности и
разными цветами.
изучение природных форм. Знакомство с трафаретом. Работа
по трафарету. Творческие умения и навыки. Помощь
учителя.
Главные и составные
Опыт восприятия произведений изобразительного
цвета в декоративной
искусства. Отображение красоты природы в произведениях
росписи.
художников. Формирование навыков восприятия и оценки
деятельности известных художников. Выражение в картине
настроения, состояния души.
Входной
контроль. Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с
Одежда ярких цветов.
красками (гуашь), цветом. Задание: рисование одежды.

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

Цветовое пятно в
росписи.

7

2

Контрольная работа по
теме: Картина о лете.

8

2

Небо, радуга, листья в
декоративной росписи
«Городец».

9

2

Рисование человека в
сюжетной росписи
«Городецкой »
росписи.

10

2

Рисование неба,
облаков зимой.

Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с
красками (гуашь), цветом. Задание: рисование ветки ели с
хвоей и белочки.
Линия, точка, пятно как разные способы изображения
предмета на плоскости. Развитиеспособности целостного
обобщенного видения. Линия, точка, пятно. Готовность
рабочего места. Правильное удерживание карандаша в руке.
Беседа о временах года. Развитие наблюдательности и
изучение природных форм. Изучение формы листьев.
Изображение листьев. Форма листа. Развитие
художественных навыков при создании рисунка на основе
знаний простых форм (круглой форма). Творческие умения и
навыки работы акварельными красками. Оценка своей
деятельности.
Учимся любоваться красотой декоративной росписи.
Рассматриваем роспись художников. Выражение в картине
настроения, состояния души. Рисование по описанию.
Композиция рисунка. Центр композиции. Построение
рисунка. Выбор необходимой палитры красок.
Опыт восприятия произведений изобразительного
искусства. Отображение красоты работах художников.
Формирование навыков восприятия и оценки деятельности
известных художников. Выражение в работах настроения,
состояния души.

11

2

Рисование несложных
пейзажей.

Развитие
наблюдательности и фантазии. Практика
работы с красками. Задание: рисование природы.

12

2

Рисование лошадки.

13

2

14

2

Натюрморт
декоративный
Деревья в лесу в
технике росписи
городцом.

15

2

Контрольная работа по
теме: Рисование
Петрушки возле елки.

Беседа о лошадях. Развитие наблюдательности и изучение
форм. Изучение
фигуры лошадки. Изображение
лошадки. Развитие художественных навыковпри создании
рисунка на основе знаний простых форм (четырех угольная
форма). Творческие умения и навыки работы акварельными
красками. Оценка своей деятельности.
Опыт составления цвета. Развитие навыков работы с
красками. Развитие наблюдательности.
Выражение настроения в изображении. Какое настроение
вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с
красками, цветом. Практика работы с красками.
Самостоятельная работа детей.
Изображение человека. Развитие наблюдательности и
изучение пропорций и форм. Работа с трафаретом. Работа по
трафарету. Творческие умения и навыки. Помощь учителя.

16

2

Рисование акварелью
«Снеговика».

17

2

Городецкая роспись,
косовская роспись

18

2

Украшение росписью
силуэта вазы.

19

2

Изображение человека
в полный рост.

20

2

Рисование пейзажа.

21

2

Рисование игрушки.

22

2

Рисование портрета
девочки.

Изображение снеговика. Развитие наблюдательности и
изучение форм. Работа с трафаретом. Работа по трафарету.
Творческие умения и навыки. Помощь учителя.
Роспись. Элементы росписи. Чем похожи росписи и в чем
разные? Развитие наблюдательности. Опыт эстетических
впечатлений от рассматривания своей работы.
Развитие способности
целостного обобщенного
видения. Отличие изображения в пространстве от
изображения на плоскости. Развитие наблюдательности.
Анализ формы.
Восприятие человека.Умение видеть разнообразие ее
форм.Развитие наблюдательности. Развитие
художественных навыков при создании рисунка на основе
знаний простых форм. Понимание пропорций как
соотношения между собой частей одного целого.
Конструирование и рисование человека с разными
пропорциями.
Восприятие красоты пейзажа и радости зимних развлечений.
Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм,
цвета (иней, мороз, снег). Развитие наблюдательности.
Развитие художественных навыков при создании рисунка и
на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как
соотношения между собой частей одного целого.
Композиция – главное средство выразительности работы
художника. Передача ощущения праздника
художественными средствами. Умение изображать человека
и его одежду.
Просмотр слайдов, фотографий и картин с выразительными
портретами. Развитие зрительных навыков. Части и
пропорции лица. Цвет лица. Соблюдение пропорций.
Развитие
наблюдательности. Опыт эстетических
впечатлений от рассматривания своей работы. Оценка своей
работы.

23

2

Рисование частей тела
кошки, собаки.

24

2

Рисование Городецких
игрушек.

25

2

Контрольная работа по
теме: Городецкий узор

26

2

Рисование птички.

27

2

Весна. Скворцы
прилетели

28

2

Изображение, вазы,
кружки разных форм.

29

2

Зеркальное
отображение простых
форм.

30

2

Рисование посуды.

31

2

Итоговая работа на
тему: Рисование
цветов.

32

2

Рисование вазы с
цветами.

Просмотр слайдов, фотографий и картин с выразительными
животными. Развитие зрительных навыков. Части тела
кошки. Цвет кошки. Соблюдение пропорций. Развитие
наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от
рассматривания
своей работы. Оценка своей работы.
Развитие наблюдательности. Развитие художественных
навыков при создании рисунка на основе знаний простых
форм. Понимание пропорций как соотношения между
собой
частей
одного целого.
Изучение формы. Композиция рисунка. Форма и создание
композиции внутри заданной формы, с учетом ее габаритов.
Изображение городецкой игрушки. Развитие
художественных навыков при создании рисунка на основе
знания простых форм. Работа с шаблоном. Знакомство с
новыми возможностями художественных материалов и
новыми техниками. Развитие навыков работы красками,
цветом.
Композиция рисунка. Последовательность построения
композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и
контраст. Самостоятельное выполнение работы.
Развитие наблюдательности. Развитие художественных
навыков при создании рисунка основе знаний простых форм.
Понимание пропорций как соотношения между собой частей
одного целого.
Развитие наблюдательности. Развитие художественных
навыков при создании рисунка на основе знаний простых
форм. Понимание пропорций как соотношения между собой
частей одного целого.
Развитие наблюдательности. Развитие художественных
навыков при создании рисунка на основе знаний простых
форм. Понимание пропорций как соотношения между собой
частей одного целого.
Развитие наблюдательности. Развитие художественных
навыков при создании рисунка на основе знаний простых
форм. Понимание пропорций как соотношения между собой
частей одного целого.
Отбор объектов изображения. Расположение объектов на
листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги.
Передача сравнительных размеров. Понятие двух
плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная
(небо или стена). Развитие пространственных
представлений. Понятия «наверху», «внизу». Рисование
карандашами тематического
рисунка. Размер. Форма.
Последовательность выполнения рисунка.
Развитие зрительных навыков. Форма. Композиция.
Пропорции. Цветовые решения. Линия, штрих, цветовое
пятно и художественный образ. Изображение вазы с
цветами. Развитие художественных навыков при создании
аппликации на основе знаний простых форм. Работа с
шаблоном. Оценка своей деятельности.

33

2

Контрольная работа на
тему:
В парке весной.

34

2

Рисование открытки к
празднику.

Итого:

Развитие зрительных навыков. Форма. Композиция.
Пропорции. Цветовые решения. Линия, штрих, цветовое
пятно и художественный образ. Изображение вазы с
цветами. Развитие художественных навыков при создании
аппликации на основе знаний простых форм. Работа с
шаблоном. Оценка своей деятельности.
Отбор объектов изображения. Формирование
пространственных представлений. Расположение объектов
на листе. Правильная ориентация на плоскости листа
бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача
сравнительных размеров. Понятие вертикальной плоскости
(небо или стена). Развитие пространственных
представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в
центре». Рисование карандашами тематического рисунка.
Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка.
Выполнение работы самостоятельно.

68 ч

Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: / Под
редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание
2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. Учебное
пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.:
Просвещение, 1982


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».