МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
«29» августа 2025г
Протокол № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_________ Орлова И. В.
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
№ 57-ОД от «29» августа 2025г
Директор ________ Левина Т. А.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Этика
(предметная область: человек и общество)
для
обучающихся 10-12 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
2025 г.
Пояснительная записка
При разработке программы были использованы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФА- ООП
УО (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026;
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных
«этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов
поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных
на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы,
высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен
стать итогом духовно- нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным
жизненным задачам юношества.
Цель учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств, основ нравственного
сознания и поведения.
Задачи:
— формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои поступкам и
поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия;
— усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном
социуме на основе принятых в обществе норм и правил;
— формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение их
дифференцировать;
— коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер
обучающегося.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися
АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые
применительно к изучению этики должны быть представлены в тематическом планировании в
виде конкретных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Уроки этики связаны с эмоционально-чувственной сферой: с пониманием,
сопереживанием, с личным опытом учеников, поэтому эффект их будет зависеть от уровня их
общего и культурного развития, умения производить самооценку своих поступков и себя как
личности, а также от педагогических условий: правильного выбора формы урока, подачи
материала, его объема и содержания. При проведении уроков этики наряду с использованием
традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., необходимо
применять методы и приемы работы, направленные на активизацию познавательных процессов
обучающихся, а именно: элементы проблемных методов обучения, кейс-методов обучения и т.д.
Предполагается использование таблиц, смех, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а
также выполнение практических заданий.
Специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности обучающихся
требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). Очень важно, чтобы
материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого
учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа
предлагаемой темы (проблемы). Обучающиеся учатся рассуждать о поступках других людей и
своих собственных поступках, находить мотивы того или иного своего поступка и поведения
окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях.
Для полноценного усвоения учебного материала курса целесообразно проводить занятия с
опорой на межпредметные связи с такими учебными предметами, как обществоведение, чтение,
русский язык, математика, история, основы социальной жизни и др. Межпредметные связи
способствуют лучшему осмыслению курса, более прочному закреплению полученных знаний и
практических умений.
Программа по обществоведению строится на основе формирования базовых учебных
действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности, и подразумевающих
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания учебного предмета,
преемственность обучения на всех уровнях образования, развитие умений принимать цель и
готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты с учётом возрастных особенностей обучающихся с нарушением интеллекта, с опорой
на организационную помощь педагога.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся X-XII классов.
К личностным базовым учебным действиям, формируемым третьем этапе школьного
обучения, относятся умения:
осознание себя как гражданина Российской Федерации, имеющего определенные права и
обязанности, соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и
усвоенными этическими нормами;
определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей,
ориентировка в социальных ролях.
К коммуникативным базовым учебным действиям относятся следующие умения:
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый);
использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения
коммуникативных задач;
выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и
доступных способов разрешения конфликта, с определенной степенью полноты и точности
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств
коммуникации.
К регулятивным базовым учебным действиям, обеспечивающим обучающимся
организацию учебной деятельности, относятся:
постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой,
бытовой);
определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения
поставленных задач;
осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в
случае расхождения полученного результата с эталоном;
осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;
адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
К познавательным базовым учебным действиям относятся следующие умения:
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (общественных, социальных, культурных, правовых) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических
задач;
извлекать под руководством педагогического работника необходимую информацию из
различных источников для решения различных видов задач;
использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в
зависимости от конкретных условий;
использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие
взаимосвязи и взаимозависимости.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который
отражает индивидуальные достижения обучающихся и делаются выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения учащихся в общество, овладение ими социокультурным опытом.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Этика»:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознание ценности человеческой жизни;
- формирование семейных ценностей;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание этических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических
чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всесторонняя и комплексная оценка
овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой
процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов): 0
баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ―
4
удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Этика».
Минимальный уровень:
- представления о некоторых этических нормах;
- представление о семье, её значении в жизни человека, о родственниках и
родственных отношениях, о связях в семье, о семейном этикете;
- представление об основных доходах и расходах семьи, её потребностях, ресурсах,
законах ведения домашнего хозяйства;
- высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений
(кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом сформированных
представлений об этических нормах и правилах;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень:
- аргументированная оценка поступков героев литературных произведений
(кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом сформированных
представлений об этических нормах и правилах;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей
позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений в
процессе взаимодействия с разными людьми;
- представление о семье, её значении в жизни человека, о родственниках и
родственных отношениях, о связях в семье, о семейном этикете;
- представление об основных доходах и расходах семьи, её потребностях, ресурсах,
законах ведения домашнего хозяйства, умение применять на практике знания по
планированию расходов и доходов;
- представление о ресурсах семьи, их распределении, о социальной поддержке
семьи, материнства и детства;
- иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей,
понимать ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения учебного предмета «обществоведение» обучающимися с нарушениями
интеллекта необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве
усвоенных знаний. В связи с этим
основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний. Усвоенные предметные результаты
могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о
частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления,
способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные
результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по
словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
Критерии оценки усвоения предмета
Итоговые и текущие практические работы по отдельным темам, обобщающие
уроки, деловая игра, тестирование.
5
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей,
умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ
учителя, наглядный материал.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится, если материал усвоен в полном объеме, изложение логично,
основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с
современной действительностью;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение
недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в
выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не
систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и
обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, ученик отказывается
ответить по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.
Описание места предмета в учебном плане
Предмет «Этика» входит в предметную область «Человек и общество» учебного
плана и изучается в 10-12 классах.
Рабочая программа рассчитана в 10 классе на 34 часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана в 11 классе на 34 часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана в 12 классе на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
10 класс
Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила,
регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие
взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения
человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно;
на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко
ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно
говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется
зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение
к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть
доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила
голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из
прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть»,
«совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Дружба. Дружба — чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего
человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность — основа
настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная
6
дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения,
способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Организация текущего и промежуточного контроля
Четверть
Содержание контроля знаний по курсу «Этика»
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Практическая работа
Обобщающий урок
Проверочная работа по разделу «Отношение товарищества»
Обобщающий урок
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование темы
Общие представления о предмете "Этика"
История происхождения этических правил
Этика в мифах и легендах
Представление людей о добре и зле.
Как проявляется добро. Почему возникает зло.
Эволюция взглядов на добро и зло.
Влияние поступков человека на его характер.
Доброжелательность и недоброжелательность.
Практическая работа по разделу
Идеал как представление о совершенных свойствах человека
Индивидуально – личностные качества человека
Бесстрашие – страх; мужество – трусость.
Стыд – бесстыдство; щедрость – скупость.
Мудрость – глупость; милосердие – жестокость.
Мягкость - грубость
Доброжелательность – зависть.
Обобщающий урок по теме
Что такое долг, совесть, общественное мнение
Свобода, необходимость, ответственность
Свобода выбора, ответственность человека за свои поступки
Что такое мораль и право?
Деяния, направленные против другой личности. Наказание за поступки.
Основные разделы права: семейное, трудовое
Основные разделы права: уголовное, административное
Практическая работа
Понятие "дружба"
Понятие "друг". Качества друга
Правила дружбы
"Какой я друг?"
Практическая работа
Типы дружеских отношений
Истинная дружба
Дружба - соперничество
Дружба - компанейство
Всего:
7
Кол.
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
11 класс
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек,
традиций и т. п.). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции
членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка:
авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров,
иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных суждений. Значение
каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую
жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины
конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в
семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа
прочных отношений в семье.
Организация текущего и промежуточного контроля
Четверть
Содержание контроля знаний по курсу «Этика»
I четверть
Практическая работа по теме «Семья»
Проверочная работа по теме «Быт и хозяйств молодой семьи»
Практическая работа по теме «Правила взаимоотношений в
семье»
Проверочная работа по разделу «Ребенок в семье»
Проверочная работа по разделу «Конфликты в семье»
Обобщающий урок по курсу «Этика»
II четверть
III четверть
IV четверть
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наименование темы
Что такое семья
Семья в жизни человека
Роль и место ребенка в семье
Связи в семье: материальные, духовные
Традиции семьи
Родственники и родственные отношения
Влияние семьи на формирование личности
Ролевые, социальные функции членов семьи
Значение родителей для ребенка.
Образец для подражания.
Стиль взаимоотношений родителей с детьми. Авторитарный стиль.
8
Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дружеский стиль. Либеральный стиль
Ребенок в жизни семьи.
Семейные праздники. Их организация.
Конфликты с родителями и другими родственниками.
Причины конфликтов.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Правила поведения в семье.
Нравственный портрет семьи.
Культура семейных отношений.
Значение семьи в жизни человека
Виды и функции семьи
Связи и отношения в семье
Влияние семьи на формирование личности
Родственники и родственные отношения - мама, папа сестры, братья
Родственники и родственные отношения - бабушка, дедушка
Родственники и родственные отношения - дядя, тетя, двоюродные братья,
сестры
Родственники и родственные отношения - муж, жена
Практическая работа «Семейное дерево»
Обязанности членов семьи. Правила поведения в семье
Семейные традиции
Проверочная работа по разделу
Представления людей о семейном счастье. Образ будущей семьи
Обобщающий урок
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
12 класс
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и
«счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток;
карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования,
предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки
непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в
самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в
молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье
ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с
родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение
домашнего хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение
возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное
поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского
законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений
9
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения
делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.
Деловой стиль одежды.
Организация текущего и промежуточного контроля
Четверть
Содержание контроля знаний по курсу «Этика»
I четверть
Практическая работа по теме «Молодая семья»
Проверочная работа по теме «Быт и хозяйств молодой семьи»
II четверть
Практическая работа по теме «Правила взаимоотношений в
семье»
III четверть
Проверочная работа по разделу «Ребенок в семье»
IV четверть
Проверочная работа по разделу «Конфликты в семье»
Обобщающий урок по курсу «Этика»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Наименование темы
Представления людей о семейном счастье. Образ будущей семьи
Понятие "брак"
Причины создания семьи
Функции семьи
Выбор спутника жизни. Требования
Качества будущего супруга
Качества и умения в юноше важные для девушки
Обязанности супруга
Качества и умения в девушке важные для юноши
Обязанности супруги
Практическая работа
Влюбленность и любовь
Нравственность и сексуальность
Этические правила взаимоотношений
Принятие решения о вступлении в брак
Мотивы вступления в брак
Основы благополучия
Как сообщить родителям о вступлении в брак?
Поведение детей при принятии решения вступить в брак
Поведение родителей при принятии решения вступить в брак
Помолвка
Подготовка к свадьбе
Регистрация брака
Венчание
Свадьбы разных странах
Практическая работа
Причины, препятствующие браку
Будущие родственники
Отношения с будущими родственниками
1
0
Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Первые шаги в жизни молодой семьи, привыкание
Изменения, происходящие в жизни юноши. Социальная роль «муж»,
ответственность
Материальная ответственность, домашние заботы
Изменения, происходящие в жизни девушки. Социальная роль «жена»,
забота.
Ведение домашнего хозяйства, материальная ответственность
Практическая работа
Понятие «экономика семьи»
Доходы и расходы семьи
Потребности семьи
Понятие «быт семьи»
Организация домашнего хозяйства, режим семьи.
Отдых и развлечения в семье.
Проверочная работа
Атмосфера семьи.
Нравственные правила взаимоотношений в семье (между супругами)
Нравственные правила взаимоотношений в семье (с родителями)
Нравственные правила взаимоотношений в семье (с друзьями)
Практическая работа по теме «Правила взаимоотношений в семье»
Понятие «семейный конфликт»
Причины конфликтов в семье между супругами
Причины конфликтов между родителями и детьми
Предотвращение конфликтов
Способы предотвращения конфликтов
Распад семьи, причины
Нравственное поведение в ситуации развода
Знакомство с основными положениями закона о семье
Способы осуществления развода, раздел имущества
Обязанности родителей по отношению к детям в ситуации развода
Проверочная работа по разделу
Правильный образ жизни будущих родителей
Климат семьи во время беременности
Молодые родители
Значение родителей для ребенка
Что такое материнство? Роль матери в жизни ребенка
Что такое отцовство? Роль отца в жизни ребенка
Обязанности отца и матери. Практическая работа
Деловой этикет. Правила разговора по телефону
Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности
вербального и невербального общения
Деловой стиль одежды
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
4.1. Методическая литература
1. А. И. Шемшурина. Этические диалоги с учениками 7-х классов. Москва, "ШколаПресс", 1999.
2. А. И. Шемшурина. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс.
Москва, "Просвещение", 2015
1
1