Рабочая программа по природоведению АООП вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
«30» августа 2020г
Протокол № 8

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_________ Орлова И. В.
(подпись)
«30» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
№ 43-ОД от «30» августа 2020г
Директор ________ Левина Т. А.
(подпись)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету природоведение
(предметная область: естествознание)
для обучающихся 5- 6 классов
(вариант 1)

2020 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету природоведение для обучающихся 5-6 классов с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская
СОШ»
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.М. Лифановой и Е.Н.
Соломиной «Природоведение», сборника Программ
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва,
«Просвещение».
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью и призвана оказать
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Задачи программы
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с
интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались
следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при
воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза,
сравнения. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир»,
«Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и
планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель
может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного
полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами
поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и

готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого
материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в
целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении
последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания,
полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений
и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны
представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При
знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует
обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни,
предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарногигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой
природе, полученные в курсе «Природоведение».
Обобщающие уроки
- Наш город (посёлок, село, деревня).
- Рельеф и водоёмы.
- Растения и животные своей местности.
- Занятия населения. Ведущие предприятия.
- Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности.
- Обычаи и традиции своего края.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса:
Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим
изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода,
водоемы).
От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек
— частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство
материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов
естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные
практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в
реальной жизни знания, полученные на уроках.
Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся
(наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более

прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием
учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой,
доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты
ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Предлагаемые практические
работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно с
учителем.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Природоведение - это новый учебный предмет, который изучают в 5-6 классах по 2 часа в неделю
34 учебных недели 68 часов в год.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах, к
систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для
них.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение
следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего
обучения, игровой деятельности,
личностно – ориентированного обучения, технологий
индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.
По мере освоения учащимися программ включаются элементы проектной деятельности.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Ведущими методами
обучения являются: словесные, наглядные, практические (рассказ, беседа, работа с книгой,
демонстрация, наблюдение, упражнения, самостоятельная работа и др.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых
задач;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других
носителях).
Коммуникативные УД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение;
медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на
уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к
ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Класс

Обучающиеся
уметь:

5 класс

- называть конкретные
предметы и явления в
окружающей
действительности, давать им
обобщенные названия;
- устанавливать
простейшие связи между
обитателями природы
(растениями и животными,
растениями и человеком,
животными и человеком) и
природными явлениями;
- связно пояснять
проведенные наблюдения,
самостоятельно делать
выводы на основании
наблюдений и результатов
труда;
- выполнять
рекомендуемые
практические работы;
- соблюдать правила
личной гигиены, правильной
осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила
поведения в природе (на
экскурсиях): не шуметь, не
беспокоить птиц и других
животных, не ловить их и не
губить растения.
Обращаться с самым
простым лабораторным
оборудованием (1-3)

6 класс

должны Обучающиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и
явлений природы, их основные свойства;
- что общего и в чем различие неживой и живой
природы;
- расположение Российской Федерации на
географической карте. Расположение столицы;
- чем занимается население страны (хозяйство);
- каковы ее природа и природные богатства (леса, луга,
реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость
бережного отношения к ней;
- основные части тела человека, значение его
наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и
газов (1-3)
- характерные признаки некоторых полезных
ископаемых, песчаной и глинистой почвы (1,2)
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных
тел на примере металлов, воды, воздуха; (1-3)
- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,
способность к проведению тепла
- текучесть воды и движения воздуха.
- специальные термины, слова и понятия, использовать
их в своей речи.

Проводить несложную
обработку почвы на
пришкольном участке (13).Определять температуру
воды и воздуха

Содержание учебного предмета
Земля- планета солнечной системы
Небесные тела. Солнце-раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на
Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Сезонные изменения в природе.
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и
продолжительность дня в разные времена года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и
животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых).
Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и
самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные
зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных
зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и
животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки,
первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных
весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние
праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый
длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за
растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные
приметы.
Наша страна.
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население.
Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади,
исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы,
троллейбусы, трамваи, такси).
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный,
воздушный, водный).
Природа нашей Родины.
Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая,
черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для
жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль.
Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина,
рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника,
черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка,
дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и
животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива,
черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.
Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы),
осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и
др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений
(птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков,
кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.
Растения и животные луга. Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик,
тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и
др.).Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Растения и животные болота. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения
(клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоемов. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка,
рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные
морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Охрана здоровья человека.
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.
Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки,
мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья

человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных,
простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.
Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.
Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного
мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе.
Экологические катастрофы.
Труд на пришкольном участке.
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.
Повторение пройденного.
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в
природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного
календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с
водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным
обнажениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на
пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Наименование разделов и
тем учебного предмета
Введение

Вселенная

Наш дом —
Земля

Воздух.

Содержание тем учебного предмета
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей
тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы
Солнечная система. Солнце.
Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый
полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в
природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера,
гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается
вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его

свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания
растений, животных и человека. Применение кислорода в
медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать
горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление
ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар,
дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в
природе.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные
соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть
почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойПоверхно ства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду,
сть суши. пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по
Почва
водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным
свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы.
Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.
Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет,
блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Полезные Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть,
ископаем горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин,
ые
керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна).
Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость,
пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали
и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.
Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и
свойства
алюминия:
цвет,
твердость,
пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание
алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,

Вода

Есть на Земле
страна —
Россия

Растительный
мир Земли

пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее
применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при
нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль,
сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и
нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка
мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в
природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три
состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус. Температура плавления льда и кипения
воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды
в природе. Использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны.
Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни
человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре.
Важнейшие географические объекты, расположенные
на
территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские
и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие
объекты в зависимости от региона. Москва - столица России.
Крупные города, их достопримечательностями, население нашей
страны.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода,
луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники,
травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные
изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения,
внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места
произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания.
Правила сбора лекарственных растений. Использование.

Животный мир
Земли

Человек

Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным,
умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях
нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных.
Животные суши и водоемов.
Понятие
животные:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в
природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.
Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и
деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке
или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская
свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных.
Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области
( края).
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние
органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие
органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.
д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания.
Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь
при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных
заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного
пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы
учебного предмета
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля,

направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания
являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ
Оценка « 5»
Обнаруживает понимание материала
Оценка « 4»
-

Самостоятельно формулирует ответы
Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью
учителя (1-2 ошибки).
- Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
- Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
- Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
- Допускает ряд ошибок в речи.
- Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
- Нуждается в постоянной помощи учителя.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
п/п

Тема урока

Всего
часов

Дата проведения
план

Земля – планета солнечной системы (2ч.)
1.

Небесные тела. Солнце.

1

2.

Планеты солнечной системы. Освоение
космоса. Первый полет человека в космос
Сезонные изменения в природе

1
16

3.

Календарь природы. Экскурсия

1

4.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра,
температура воздуха). Пр.р№1
Календарь погоды.
Высота Солнца и продолжительность дня в
разные времена года. Смена времён года
Осень .Экскурсия №2
Сезонные изменения в природе. Признаки
осени.

1

5.
6.

1
1

факт

Осенние изменения в жизни растений и
животных.
Человек и природа осенью. Подготовка к зиме.

1

Зима Признаки зимы. Экскурсия №3 .
Сезонные изменения в природе.
10. Зимние изменения в жизни растений и
животных. Подкормка животных зимой.
11. Человек и природа зимой. Зимние праздники и
развлечения.
12. Весна (ранняя, поздняя) Признаки весны.

1

13. Весенние изменения в жизни растений и

1

7.
8.
9.

1

1
1
1

животных.
14. Человек и природа весной. Весенние заботы и

1

праздники человека.
15. Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное,

1

дождливое)Признаки лета.
16. Растения и животные летом.

1

17. Уход человека за растениями летом. Летние

1

праздники.
18. Времена года в жизни человека.

1

Наша страна

6

19. Российская Федерация (расположение на

географической карте). Многонациональное
население.
20. Москва – столица нашей Родины.
Достопримечательности Москвы.
21. Транспорт в Москве (метро, автобусы,
троллейбусы, трамваи, такси)
22. Города нашей Родины. Золотое кольцо России.
23.

Город Петрозаводск – столица Карелии.

24. Средства сообщения между городами.

1

1
1
1
1
1

Транспорт.
Природа нашей Родины

32

Неживая природа
25. Разнообразие поверхности (рельеф): равнины,

горы, овраги, холмы.
26. Почвы: песчаная, глинистая, плодородная,
неплодородная. Пр.р.№2 Состав почвы.
27. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи,
родники; моря, океаны.
28. Свойства воды. Значение воды для человека.
29. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер-

движение воздуха.
30. Температура воздуха. Знакомство с
термометрами.
Пр.р№3Измерение температуры воздуха
31. Полезные ископаемые: песок, глина, торф,

1
1
1
1
1
1

1

каменный уголь, мрамор, нефть, газ, каменная
соль.
32. Неживая природа в жизни человека.

1

Живая природа
33. Растения леса. Лиственные и хвойные деревья.

1

34. Кустарники: калина, шиповник,

1

можжевельник, малина. Кустарнички:
брусника, черника.
35. Травы: ландыши, земляника, ветреница,
кислица, мать -и -мачеха, мох.
36. Грибы леса: съедобные и несъедобные.

1

37. Животные леса. Звери.

1

38. Птицы леса.

1

39. Насекомые леса.

1

40. Растения сада. Плодовые деревья.

1

41. Ягодные кустарники.

1

42. Животные сада: птицы, насекомые,

1

1

земноводные-лягушки, жабы.
43. Растения огорода: овощи .Зеленые культуры.

1

44. Друзья и враги огородных растений. Уход за

1

45.
46.
47.
48.

культурными растениями.
Растения поля: зерновые культуры (рожь,
пшеница, ячмень, овес, кукуруза)
Вредители полей: суслик, полевая мышь.
Хомяк, насекомые и их личинки.
Растения луга – травы, использование лугов
человеком.
Животные луга: насекомые, птицы, звери .

1
1
1
1

49. Растения болота: травы, мхи, кустарничек .

1

50. Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

1

51. Растения водоёмов (водоросли и цветковые).

1

52. Животные пресных водоемов (рек, озер,

1

ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.
53. Животные морей и океанов: рыбы, киты,

1

крабы, креветки, тюлени, моржи.
54. Растительный и животный мир Карелии.

1

55. Многообразие живой природы.

1

56. Растения и животные в жизни человека.

1

Охрана здоровья человека

7

57. Организм человека. Строение тела человека:

1

туловище, верхние и нижние конечности,
голова.
58. Внутренние органы.

1

59. Органы чувств.

1

60. Значение правильной осанки для здоровья

1

человека
61. Правильные питание и дыхание.
Предупреждение заболеваний (желудочнокишечных, простудных, инфекционных)
62. Уход за своим организмом. Соблюдение
гигиены. Вред курения и употребления
алкоголя.
63. Здоровье человека.

1

1

1

Охрана природы и экология

1

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы,
водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного
и животного мира.
Труд на пришкольном участке

1

65

Пересадка комнатных растений.

1

66.

Весенняя обработка почвы на клумбах.
Пр.р.№4
Посев и посадка растений на школьные
клумбы. Пр.р.№5
Обобщающий урок «Стань природе другом»

1

Практических работ

5

Экскурсий

3

64.

67.
68.
Из
них:

4

1
1

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Разделы и темы

Кол-во
часов

Введение (1 ч.)
1
Живая природа: растения, животные, человек
Растительный мир Земли (17ч.)

1

2

Разнообразие растительного мира на нашей планете

1

3
4
5

Среда обитания растений
Строение растений
Дикорастущие и культурные растения: деревья,
кустарники, травы
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Дикорастущие кустарники
Культурные кустарники
Травы
Декоративные растения
Лекарственные растения
Комнатные растения. Уход за комнатными
растениями
Растительный мир разных районов Земли
Растения нашей страны

1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Растения нашей местности: дикорастущие и
культурные. Экскурсия в природу (лес, парк)
17 Красная книга России и Карелии
18 Повторение и итоговый контроль по теме
«Растительный мир Земли»
Животный мир (34 ч.)

1

Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
20 Среда обитания животных. Животные суши и
водоёмов
21 Насекомые
22 Бабочки, стрекозы, жуки
23 Кузнечики, муравьи, пчелы
24 Рыбы
25 Морские и речные рыбы
26 Земноводные. Лягушки, жабы
27 Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы
28 Птицы
29 Ласточки, скворцы, снегири, орлы
30 Лебеди, журавли, чайки
31 Птицы Карелии. Охрана птиц
32 Млекопитающие
33 Млекопитающие суши
34 Млекопитающие морей и океанов
35 Домашние животные в городе и деревне
36 Сельскохозяйственные животные: лошади
37 Сельскохозяйственные животные: коровы
38 Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы,
овцы
39 Домашние птицы: куры, утки, индюки
40 Уход за животными в живом уголке или дома
41 Аквариумные рыбки
42 Попугаи, канарейки
43 Морские свинки, хомяки, черепахи
44 Домашние кошки
45 Собаки
46 Животные холодных районов Земли
47 Животные умеренного пояса
48 Животные жарких районов Земли
49 Животный мир нашей страны
50 Охрана животных. Заповедники. Заказники.
Красная книга России
51 Животные Карелии. Красная книга Карелии.
Экскурсия в природу
52 Повторение и итоговый контроль по теме
«Животный мир Земли»
Человек ( 13 ч.)
53 Как устроен наш организм
54 Как работает наш организм
55 Здоровый образ жизни человека
56 Осанка
57 Органы чувств

1

16

19

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Правила гигиены и охрана органов чувств
Здоровое питание
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика простудных заболеваний
Специализация врачей
Медицинские
учреждения нашего города.
Телефон экстренной помощи.
Экскурсия в медицинский кабинет
Повторение и итоговый контроль по теме
«Человек»
Обобщающий урок. Неживая природа
Обобщающий урок. Живая природа
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание
2014 г.
Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 класс учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «
Просвещение» 2016
1.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТПРЕСС.1997
Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская
энциклопедия». М. 2003
Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство
« Большая Российская энциклопедия». М. 2003
2

Интернет ресурсы и ЦОР

ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский
центр «Вентана-Граф»
6. Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
7. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
1.
2.
3.
4.
5.

8. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский
центр «Вентана-Граф»
9. Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
10. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М.
«Дрофа» 2008.
11. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е
издание «Вентана-Граф» 2005.
12. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.
3.

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

1.Глобус Земли ( 14 шт.)
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения:
1. технические и электронные средства обучения:
автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
аудиомагнитофон,
мультимедиапроектор; экран,
аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
презентации по темам
магнитная классная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».