Рабочая программа по биологии АООП вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Заместитель директора

Приказом

педагогического совета

по учебно-воспитательной работе

МКОУ «Элисенваарская СОШ»

«30» августа 2022г

_________ Орлова И. В.

№ 83-ОД от «30» августа 2022г

Протокол № 1

«30» августа 2022 г.

Директор ____________ Левина Т. А.

Программа по учебному предмету
«БИОЛОГИЯ»
для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1
7-9 классы
Срок реализации программы: 3 года

2022 г.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7-9 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Элисенваарская СОШ»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. /
Под ред. Воронковой В.В.;
-

- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы Природоведение Биология География
М. "Просвещение" 2019год.
«Биология» является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в
данной предметной области является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Курс «Биология» как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет
большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Изучение биологического материала в 7-9 классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и
подростков.
Цели предмета – сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе, об
организме человека и приобщение к здоровому образу жизни на основе охраны здоровья.
Основными задачами предмета «Биология» являются:
-сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
-показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать
умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
-сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить
правила здорового образа жизни;
-развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинноследственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции.
2.Общая характеристика учебного предмета.

Биология как учебный предмет изучается в рамках предметной области
«Естествознание» в течение 3 лет (в 7–9 классах) в общеобразовательных
организациях,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Бактерии.
Грибы», «Животные» и «Человек».
«Растения. Бактерии. Грибы» (7 класс). Этот курс начинает изучение живой
природы в системе естествоведческой (биологической) подготовки учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. Раздел «Растения вокруг нас» знакомит
учащихся с дикорастущими, культурными, различными формами растений, а также со
значением растений для человека и их охраной. В следующем разделе «Общее знакомство
с цветковыми растениями» представлены сведения о внешнем строении цветкового
растения, его органах и их функциях. Здесь же представлены описания лабораторных
работ. «Растения – целостный организм» предполагает в процессе актуализации и
систематизации изученных знаний о строениях и функциях органов цветкового растения
раскрытие взаимосвязи органов растения между собой и самого растения с окружающей
средой.
Следующий раздел «Многообразие растительного мира» содержит сведения о
делении растений на группы и рассматривает представителей из групп: мхи,
папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.
Он также включает описание осенних и весенних работ на учебно-опытном
участке, а также основные мероприятия по уходу за комнатными растениями .
Вся информация о строении и жизнедеятельности растений обобщается в разделе
«Растения – живой организм».
Знакомству с бактериями и грибами, их распространением, образу жизни,
значению в природе и жизни человека посвящены следующие два раздела программы
– «Грибы» и «Бактерии».
«Животные» (8 класс). Программой данного курса предусмотрено не только
знакомство учащихся с элементарным зоологическим материалом, но и со значительным
объемом информации прикладного характера: профилактика заражения паразитическими
червями, основные сведения об уходе и выращивании сельскохозяйственных животных, о
содержании кошек и собак и т. д.
В данном курсе выделяются
2 раздела: «Беспозвоночные животные» и
«Позвоночные животные».
В раздел «Беспозвоночные животные» включены темы: «Черви» и «Насекомые», а
также материал, характеризующий общие признаки беспозвоночных животных. Этот
раздел знакомит учащихся с дождевым червем и некоторыми червями-паразитами, а
также с основными представителями насекомых: бабочка-капустница, яблонная
плодожорка, майский жук, медоносная пчела, тутовый шелкопряд.
Раздел «Позвоночные животные» предполагает знакомство с общими признаками
позвоночных животных, а также с группами этих животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отдельно выделен материал о
сельскохозяйственных млекопитающих, а также экскурсии и практические работы по
курсу «Животные».
«Человек» (9 класс). Курс завершает биологическое образование учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. Его усвоение особенно важно для подготовки
умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме
анатомо-физиологических и морфологических сведений курс содержит информацию

санитарно-гигиенического характера, сведения о медицинских организациях,
специализации врачей и т. п.
Введение предусматривает знакомство обучающихся с науками, изучающими
организм человека: анатомией, физиологией и гигиеной.
В разделе «Общий обзор организма человека» на элементарном уровне
раскрываются понятия: «клетка», «ткани», «органы» и «системы органов».
Следующие разделы посвящены рассмотрению систем организма человека:
опорно-двигательной,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
пищеварительной,
мочевыделительной, нервной, а также коже и органам чувств.
Раздел «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» знакомит учащихся с
охраной здоровья граждан в РФ, их социальным обеспечением, с основными факторами,
сохраняющими здоровье.
Содержание программы по курсу «Биология» включает базовые биологические
представления и понятия и направлено на овладение ключевыми предметными
компетенциями, коррекцию и развитие памяти, мышления, воображения,
наблюдательности и речи учащихся, выявление причинно-следственных отношений и
взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; определение
взаимосвязей человека с живой и неживой природой; формирование здорового образа
жизни.
Содержание курса предусматривает реализацию воспитательного потенциала
уроков биологии: биологическая информация представлена с позиции биоцентризма и
гуманного отношения ко всему живому, а также содержит сведения о рациональном
использовании природы – все это будет способствовать социализации учащихся и
становлению их личности в целом.
3.Описание места предмета в учебном плане.
Обучение биологии рассчитано на три года с 7 по 9 классы по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
7 класс – «Растения. Грибы. Бактерии»,
8 класс – «Животные»,
9 класс – «Человек»
Класс
Количество часов в неделю
Итого в год
Итого за весь курс

7
2
68
204 часа

8
2
68

9
2
68

4.Система оценки планируемых результатов.
ФГОС предусматривает достижение обучающимися с легкой умственной отсталостью 2
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные
результаты включают
овладение
обучающимися
социальными(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
К ним относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по биологии обучающимися с легкой
умственной отсталостью представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Класс
7

Минимальный уровень:
- названия некоторых бактерий, грибов,
а также растений из их основных групп:
мхов, папоротников, голосеменных и
цветковых, строение;
- общие биологические особенности
цветковых растений, разницу цветков и
соцветий;
-некоторые биологические особенности,
а также приемы возделывания наиболее
распространенных
сельскохозяйственных растений,
особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных
грибов;
- знать вред бактерий и способы
предохраняться от заражения ими;
- правила поведения в природе, техники
безопасности при выполнении работ в
саду и огороде.

Достаточный уровень:
- отличать цветковые растения от других групп
(мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп
(бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения;
- различать однодольные и двудольные растения
по строению корней, листьев (жилкование),
плодов и семян;
- приводить примеры однодольных и
двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные
растения;
- различать грибы и растения.
- выполнять практические работы
самостоятельно или при предварительной
помощи педагога: осенние и весенние работы в
саду и на пришкольном участке.

8

9

- основные отличия животных от
растений;
- признаки сходства и различия между
изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для
каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и
поведение тех животных, которые
знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее
типичных представителей изученных
групп животных, особенно тех, которые
широко распространены и местных
условиях;
- значение изучаемых животных в
природе, а также в хозяйственной
деятельности человека;
- основные требования ухода за
домашними
и
некоторыми
сельскохозяйственными
животными
(известными учащимся);
- роль животных в природе и жизни
человека.

- узнавать изученных животных (в
иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах
строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными
и их средой обитания: приспособления к ней
особенностями строения организма, поведения
животных;
- проводить несложный уход за некоторыми
сельскохозяйственными
животными
(для
сельских
вспомогательных
школ)
или
за домашними животными (птицы, звери, рыбы),
имеющимися у детей дома;

- знать отличительные признаки
человека от других млекопитающих;
- название, строение и расположение
основных органов в организме
человека;
- вредное влияние курения и
алкогольных напитков на организм;
- влияние физических нагрузок на
организм человека;
- основные санитарно-гигиенические
правила;
- правила здорового образа жизни;
- применять полученные знания и
сформированные умения в бытовых
ситуациях (знать названия медицинских
организаций и их назначения,
расположение этих организаций по
месту жительства ученика).

- представление об анатомии, физиологии,
гигиене как науках;
- применять приобретенные знания с целью
сохранения и укрепления своего здоровья.
- соблюдать санитарно-гигиенические правила;
- способы самонаблюдения, описание
особенностей своего состояния, самочувствия,
знание основных показателей своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, нормы
температуры, кровяного давления);
- выполнять практические работы
самостоятельно или при предварительной
помощи педагога (помощь при растяжениях,
переломах; измерение частоты пульса, оказание
доврачебной помощи; показ частей дыхательной
системы на макетах, схемах, таблицах; показ
пищеварительной системы и ее отдельных
органов на макетах, моделях, схемах;
рассматривание через лупу кожи на предмет
обнаружения спор);

- рассказывать о своих питомцах (их породах,
поведении и повадках);
- знать признаки разных групп животных;
- выполнять классификацию животных на
основе выделения общих признаков.

5.Основное содержание учебного предмета
Курс «биология» состоит из трех разделов: «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные»,
«Человек».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более
целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету,

а также более эффективно осуществлять коррекцию
наблюдательность, корригировать мышление и речь.

учащихся:

развивать

память

и

Курс «Биология» начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором обучающиеся
знакомятся с общими признаками растений и изучают отдельные группы растений в соответствии
с биологической классификацией растительного мира.
В разделе «Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению причинноследственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных,
демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой,
формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических
правил).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся
с умственной отсталостью воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и
т.п.) следует уделять больше внимания и во внеурочное время.

№
п/п
1

Тема

6.Тематическое планирование учебного предмета
7 класс
Основные виды учебной деятельности

Введение

2

Растения вокруг
нас

3

Общее знакомство
с цветковыми
растениями.
Цветок

4

Плоды

5

Семена

6

Корень

Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной
основе.
Выполнение классификации растений на основе выделения
общих
признаков
(культурные/дикорастущие,
деревья/кустарники/травы.
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией. Лабораторная работа
«Строение цветка»
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией. Выполнение заданий из
тетради на печатной основе.
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией. Лабораторная работа
«Внешний вид семени фасоли». Лабораторная работа
«Строение зерновки пшеницы». Лабораторная работа
«Определение всхожести семян». Опыт «Глубина заделки
семян». Выполнение заданий из тетради на печатной основе.
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между

Кол-во
часов
1
3

3

2

4

3

7

Лист

8

Стебель

9

Растениецелостный
организм
Многообразие
растительного
мира

10

11

Однодольные
покрытосеменные
растения

12

Двудольные
покрытосеменные
растения

13

Уход за
комнатными
растениями

14

Бактерии

15

Грибы

живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией. Выполнение заданий из
тетради на печатной основе.
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией. П.Р. «Обнаружение
крахмала в клубнях картофеля». Опыт «Образование
крахмала в листьях растений на свету». Опыт «Листья
растений выделяют кислород».
Демонстрационные опыты:
Опыт
«Испарение
воды
листьями». Опыт «Дыхание растений (поглощение листьями
кислорода и выделение углекислого газа в темноте».
Выполнение заданий из тетради на печатной основе.
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией.
П.Р. Опыт «Обнаружение жира в семенах подсолнечника».
Выполнение классификаций на основе изученных
признаков. Узнавание представителей изученных групп
растений по внешнему виду. Установление взаимосвязей
между формой и функцией, средой обитания и внешним
видом.
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией.
Л.Р. «Строение луковицы».
Выполнение классификации на основе общих признаков для
разных частей растения. Установление взаимосвязи между
живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между
внешним строением и его функцией.
Л.Р. «Строение клубня картофеля».
П.Р. «Перевалка комнатных растений». П.Р. «Пересадка
комнатных растений». П.Р. «Осенняя перекопка почвы».
П.Р. «Обработка почвы в приствольных кругах плодового
дерева». П.Р. «Подготовка пришкольного участка к зиме».
П.Р. «Весенняя обработка почвы»., «Уход за посевами и
посадками».
Установление
взаимосвязи
между
процессами,
происходящими в природе и жизни человека и
деятельностью бактерий.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
строением гриба.

Всего

5

3

1

5

8

21

5

1

2
68

8 класс
№
п/п
1

Тема
Введение

Основные виды учебной деятельности
Выполнение

классификаций

групп

животных

(дикие/

Кол-во
часов
2

2

Беспозвоночные
животные.
Черви, насекомые

домашние и пр.). Работа с текстом учебника, выполнение
заданий из учебника.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним видом дождевого червя; между природными
компонентами (дождевой червь-почва, дождевой червь,

10

другие животные). Самонаблюдение своего состояния
(заражение
глистными
заболеваниями).Установление
взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
насекомого. Выполнение классификаций насекомых на
основе выделения общих признаков. Выполнение П.Р.
Рассматривание живого объекта, влажного препарата или
образца из коллекции. Работа с текстом учебника,
выполнение заданий из учебника.
3

4

Позвоночные
животные. Рыбы.

Земноводные

Пресмыкающиеся

5

Птицы

6

Млекопитающие

7

С/Х
млекопитающие

Всего

Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним видом объекта.
Узнавание рыб по внешнему виду на разных стадиях
развития. Рассматривание живого объекта или влажного
препарата. Работа с текстом учебника, выполнение заданий
из учебника.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним видом объекта. Узнавание лягушки по внешнему
виду на разных стадиях развития. Рассматривание влажного
препарата. Работа с текстом учебника, выполнение заданий
из учебника.
Выполнение классификаций на основе выделения общих
признаков пресмыкающихся. Установление признаков
сходства и различия между разными группами
пресмыкающихся
(змея,
прыткая
ящерица).
Рассматривание влажного препарата. Работа с текстом
учебника, выполнение заданий из учебника.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним видом объекта. Выполнение П,Р. Выделение
признаков сходства и различия между группами птиц.
Выполнение классификаций на основе выделения общих
признаков. Рассматривание скелета голубя. Работа с
текстом учебника, выполнение заданий из учебника.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним видом объекта. Выделение признаков сходства и
различия. между группами млекопитающих. Выполнение
классификаций на основе выделения общих признаков.
Работа с текстом учебника, выполнение заданий из
учебника.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
внешним видом с/х животного, между средой обитания и
способом содержания с/х млекопитающих. Работа с
текстом учебника, выполнение заданий из учебника.

7

3

3

12

17

14

68

9 класс
№
п/п
1

Тема
Введение

2

Общий обзор
организма
человека

3

Опорнодвигательная
система

4

Кровь и
кровообращение.
Сердечнососудистая
система.

5

Дыхательная
система

6

Пищеварительная
система

7

Мочевыделительн
ая система

Основные виды учебной деятельности
Сравнение млекопитающих и человека по ведущим
признакам. Установление основных взаимосвязей
между
образом жизни и строением.
Установление взаимосвязи между функцией органа и
тканью, которая его образует. Осознание взаимосвязи меду
органами и системами органов у человека. Выполнение
заданий из учебника и тетради на печатной основе.
Называние и показ частей скелета и групп мышц., основных
функций
опорно-двигательной
системы.
Описание
особенностей состояния своей опорно-двигательной
системы. Называние правил ЗОЖ. Выполнение П.Р.
(Помощь при растяжении связок, переломах, ушибах).
Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной
основе.
Наблюдение
опыта,
демонстрирующего
статическую и динамическую нагрузки на мышцы.
Описание особенностей состояния своей сердечнососудистой системы. Называние и показ частей
кровеносной системы, основных функций частей сердечнососудистой системы. Описание особенностей состояния
своей
сердечно-сосудистой
системы
(артериальное
давление, пульс). Называние правил ЗОЖ. Выполнение П.Р.
(Измерение частоты пульса, оказание доврачебной помощи
при кровотечениях). Л.Р.«Микроскопическое строение
крови». Демонстрация муляжа сердца. Выполнение заданий
из учебника и тетради на печатной основе.
Называние и показ частей дыхательной системы и ее
основных функций. Описание особенностей состояния
своей дыхательной системы (тип, частота дыхания).
Называние правил ЗОЖ и безопасного поведения при
занятиях
спортом,
предупреждения
простудных
заболеваний. Выполнение П.Р. Наблюдение опыта,
обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной
основе.
Называние и показ органов пищеварения. Называние
правил ЗОЖ и правильного питания, правил хранения
пищевых
продуктов,
предупреждения
глистных
заболеваний. Выполнение П.Р. Выполнение заданий из
учебника и тетради на печатной основе. Наблюдение
опытов по обнаружению крахмала в хлебе и картофеле,
обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке, действие
слюны на крахмал, действие желудочного сока на белки.
Называние и показ частей мочевыделительной системы, их
функций. Описание особенностей состояния своей
мочевыделительной системы (боли, недержание мочи, цвет

Кол-во
часов
2

2

14

8

5

13

2

8

Кожа

9

Нервная система

10

Система органов
чувств

11

Охрана здоровья
человека в РФ

мочи). Называние правил ЗОЖ и безопасного поведения.
Выполнение П.Р. Выполнение заданий из учебника и
тетради на печатной основе.
Называние
основных
функций
кожи.
Описание
особенностей состояния своей кожи (чувствительность к
холоду, потоотделение, наличие жжения, зуда). Выполнение
П.Р. Выполнение заданий из учебника и тетради на
печатной основе.
Называние частей и функций Н.С. Осознание взаимосвязи
между наличием вредных привычек и продолжительностью
жизни. Описание состояния своего самочувствия
(характеристика сна, наличие сновидений, описание режима
дня,
координация
движений,
состояние
памяти,
работоспособности). Выполнение заданий из учебника и
тетради на печатной основе.
Знание названий и основных функций органов чувств.
Описание особенностей состояния органов чувств (острота
органов зрения, слуха, аллергия, наличие насморка,
принятие запахов). Выполнение П.Р.

6

7

7

Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной
основе.
Называние факторов, определяющих здоровье человека
Описание особенностей своего состояния, самочувствия.
Называние правил ЗОЖ и безопасного поведения.

Всего

68
7. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии

Оценка
«5»

«4»

«3»

Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает пониманиематериала,
может с помощью учитель
обосновать, самостоятельно
сформулироватьответ, привести
примеры, допускает единичные
ошибки,которые исправляет.
Оценка «4» ставится, еслиученик
дает ответ в целом правильный, но
допускает неточности и исправляет
их с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание и понимание
основных положенийданной темы,
но излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить
примерами, делает это с помощь
учителя, нуждается в постоянной
помощи учителя.

Минимально необходимый
уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает пониманиематериала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулироватьответ,
привести примеры, допускает единичные
ошибки, которые исправляет с помощью
учителя.
Оценка «4» ставится, еслиученик дает
ответ в целом правильный, но допускает
неточности и исправляет их с помощью
учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает частичноезнание и
понимание основных положений данной
темы, но излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

Календарно-тематическое планирование 7 класс
Наименование

№

Введение (1 час)
1
О чем расскажет учебник. Как работать с учебником.
Растения вокруг нас (3 ч)
Разнообразие растений
2

Кол-во
часов
1
1

3

Значение растений

1

4

Охрана растений

1

Общее знакомство с цветковыми растениями (22 ч)
5
Строение растения. Лабораторная работа «Строение
цветкового растения»
6
Цветок. Лабораторная работа
«Строение цветка»
7
Виды соцветий.

1
1
1

8

Опыление цветков.

1

9

Плоды. Разнообразие плодов

1

10

Размножение растений семенами.
Распространениеплодов и семян.
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.
Лабораторная работа «Строение семени фасоли»
Строение семени пшеницы. Лабораторная работа
«Строениесемени пшеницы»
Условия прорастания семян. Практическая работа
«Определение всхожести семян»
Правила заделки семян в почву. Тест.

1

1

16

Корень. Виды корней. Практическая работа
«Образование придаточныхкорней».
Корневые системы. Значение корня

17

Видоизменение корней

1

18

Лист. Внешнее строение листа.

1

19

Из каких веществ состоитрастение

1

20

Испарение воды листьями.

1

21

Дыхание растений.

1

22

Листопад и его значение.

1

23

Стебель. Строение стебля..

1

24

Значение стебля в жизнирастений.

1

25

Разнообразие стеблей

1

11
12
13
14
15

Обобщающий урок по теме «Общие сведения о
цветковых растениях». Контрольная работа.
Многообразие растительного мира (5 часов)
27
Деление растений на группы
26

1
1
1
1

1

1

1

28

Мхи.

1

29

Папоротники.

1

30

Голосеменные. Хвойныерастения. Тест

Покрытосеменные или цветковые.
Деление цветковых наклассы.
Однодольные покрытосеменные растения (8 ч)
32
Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые
общие признаки злаковых
33
Хлебные злаковые культуры
31

1
1

1
1

34

Выращивание зерновых.

1

35

Использование злаков внародном хозяйстве.

1

36

Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочнодекоративные лилейные
Цветочно-декоративные лилейные

1

Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение
луковицы»
Дикорастущие лилейные. Тест.

1

37
38
39

Двудольные. Покрытосеменные растения (21 ч)
40
Двудольные покрытосеменныерастения.
Пасленовые. Общие признаки пасленовых.
41
Овощные и технические пасленовые. Картофель.
Лабораторная работа «Строениеклубня картофеля»
42
Овощные пасленовые. Томат

1

1
1
1
1

43

Овощные пасленовые. Баклажани перец.

1

44

Цветочно-декоративныепасленовые.

1

45

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1

46

Пищевые бобовые растения.

1

47

Фасоль и соя – южные бобовыекультуры.

1

48

Кормовые бобовые растения.

1

49

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

1

50

Шиповник- растение группы розоцветных

1

51

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

1

52

Плродово-ягодные розоцветные. Груша.

1

53

Плодово-ягодные розоцветные.Вишня.

1

54

Плодово-ягодные розоцветные. Малина

1

55

Плодово-ягодные розоцветные.Земляника.

1

56

Персик и абрикос – южныеплодовые
розоцветные культуры.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.

1

57

Пищевые сложноцветныерастения.
Подсолнечник.
59
Календула и бархатцы –однолетние
цветочно-декоративные сложноцветные.
60
Маргаритка и георгин –многолетние
цветочно-декоративные сложноцветные. Тест.
Уход за комнатными растениями (5 ч)
61
Уход за комнатными растениями. Практическая
работа «Перевалка комнатныхрастений».
58

1
1
1
1

1

62
63
64

65

Практическая работа «Пересадкакомнатных
растений».
Осенние работы в саду и на учебно-опытном
участке.
Весенние работы в саду и на пришкольном
участке.
Практическая работа «Весенний уход за садом».
Обобщающий урок по теме «Многообразие
растительного мира». Контрольная работа.

1
1
1

1

Бактерии (1 час)
66
Бактерии

1

Грибы (2 часа)
67
Строение грибов.

1

68

Съедобные и несъедобныегрибы. Ядовитые
грибы.

№ п/п

Тема урока

1

Практические,
лабораторные

Кол-во
час.

Введение
Многообразие животного мира. Значение
животных и их охрана.
Беспозвоночные животные
Черви (2 час)
2.
Общие признаки беспозвоночных животных.
Общие признаки червей. Дождевой червь. РК.
3.
Круглые черви – паразиты человека
Насекомые (8 час)
1.

4.
5.
6.

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и
образ жизни насекомых.
Бабочка – капустница
Яблонная плодожорка. Практическая работа №1

1

1
1

1

1

1
1

Дата

Майский жук.
Комнатная муха. Лабораторная работа №2
Медоносная пчела РК.
Тутовый шелкопряд.
Самостоятельная работа по теме
«Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные (57 час.) Рыбы(8час.)
Общие признаки позвоночных животных
7.
8.
9.
10.
11.

1

1
1
1
1
1

1

Общие признаки рыб
Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и
кровообращения рыб. Нервная система рыб.
15.
Размножение рыб.
16.
Речные рыбы.
РК
17.
Морские рыбы
18.
Рыболовство и рыбоводство.
19.
Рациональное использование и охрана рыб.
РК
Земноводные (3 час.)
12.
13.
14.

1
1
1
1
1
1
1

Общие признаки земноводных. Среда обитания и
внешнее строение лягушки.

1

21.
22.

Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие лягушки. Обобщение по
теме: «Земноводные»
Пресмыкающиеся (3 час.)

1
1

Общие признаки пресмыкающихся. Среда
обитания и внешнее строение пресмыкающихся.
24.
Внутреннее строение пресмыкающихся
25.
Размножение и развитие пресмыкающихся.
Птицы (12 час.)

1

20.

23.

26.

Общие признаки птиц. Особенности внешнего
строения птиц.

Особенности скелета птиц. Практическая работа
№2
28.
Особенности внутреннего строения птиц.
29.
Размножение и развитие птиц.
30.
Птицы, кормящиеся в воздухе.
31.
Птицы леса.
32
Хищные птицы.
33.
Птицы пресных водоёмов и болот.
34.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
35.
Домашние куры.
36.
Домашние утки и гуси.
37.
Птицеводство.
Млекопитающие (17 час.)
27.

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

38.

Общие признаки млекопитающих. Внешнее
строение

1

Особенности скелета и нервной системы
млекопитающих.
40.
Внутренние органы млекопитающих
41.
Грызуны.
42.
Значение грызунов в природе и жизни человека
43.
Зайцеобразные
44.
Разведение домашних кроликов
45.
Хищные звери.
46.
Дикие пушные хищные звери
47.
Разведение норки на зверофермах
48.
Домашние хищные звери
49.
Ластоногие.
50.
Китообразные.
51.
Парнокопытные
52.
Непарнокопытные.
53.
Приматы
54.
Контрольная работа по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные млекопитающие (14 час.)

1

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Корова
Содержание коров на фермах
Выращивание телят
Овцы.
Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды
Северные олени.
Домашние свиньи
Содержание свиней на свиноводческих фермах

1
1
1
1
1
1
1
1
1

64.
65.
66.
67.
68.

Выращивание поросят
Домашние лошади
Содержание лошадей и выращивание жеребят
Что вы узнали о животных?
Контрольная работа по теме:
«Сельскохозяйственные млекопитающие

1
1
1
1
1

39.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№

Тема

1.
Введение.
2.
Место человека среди млекопитающих
Общий обзор организма человека (2 час.)
3.
Строение клеток и тканей организма
4.
Органы и системы органов человека
Опорно-двигательная система (14 час.)
5.
Скелет человека. Его значение. Основные части
скелета

Практическ
ие,
лабораторны
е

Кол-во
час

1
1
1
1
1

Дата

Состав и строение костей
Соединение костей
Череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Первая помощь при растяжении связок, переломах 1
костей, вывихах суставов .Практическая работа №1
13.
Значение и строение мышц
14.
Основные группы мышц человека
15.
Работа мышц. Физическое утомление
16.
Предупреждение искривления позвоночника.
Плоскостопие
17.
Значение опорно-двигательной системы. Роль
физических упражнений в её формировании
18.
Контрольная работа по теме: «Опорнодвигательная система»
Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система (7 час.)
19.
Значение крови и кровообращения
20.
Состав крови . Лабораторная работа № 1
21.
Органы кровообращения. Сосуды
22.
Органы кровообращения. Сердце и его работа.
Лабораторная работа № 2
23.
Большой и малый круги кровообращения
24.
Сердечно-сосудистые заболевания и их
предупреждение
25.
Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система (5 час.)
26.
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их
строение и функции
27.
Газообмен в лёгких и тканях. Практическая работа
№2
28.
Гигиена дыхания
29.
Болезни органов дыхания и их предупреждение
30.
Самостоятельная работа по теме: «Сердечнососудистая и дыхательная системы»
Пищеварительная система (13 час.)
31.
Значение питания. Пищевые продукты
32.
Питательные вещества
33.
Витамины
34.
Органы пищеварения
35.
Ротовая полость. Зубы
36.
Изменение пищи в желудке
37.
Изменение пищи в кишечнике. Печень
38.
Гигиена питания
39.
Уход за зубами и ротовой полостью
40.
Предупреждение желудочно-кишечных
заболеваний
41.
Предупреждение инфекционных заболеваний и
глистных заражений
42.
Пищевые отравления
43.
Контрольная работа по теме: «Пищеварительная
система»
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Мочевыделительная система (2 час.)
44.
Почки – органы выделения
45.
Предупреждение почечных заболеваний
Кожа (7 час.)
46.
Кожа и её роль в жизни человека
47.
Уход за кожей
48.
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями
49.
Закаливание организма
50.
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
51.
Первая помощь при ожогах и обморожении
52.
Обобщающий урок по теме: «Кожа»
Нервная система (7 час.)
53.
Головной и спинной мозг
54.
Нервы
55.
Значение нервной системы
56.
Режим дня, гигиена труда
57.
Сон и его значение
58.
Вредное влияние спиртных напитков и курения на
нервную систему
59.
Самостоятельная работа по теме: «Нервная
система»
Органы чувств (7 час.)
60.
Орган зрения
61.
Гигиена зрения
62.
Орган слуха
63.
Гигиена слуха
64.
Орган обоняния
65.
Орган вкуса
66.
Контрольная работа по теме: «Нервная система и
органы чувств»
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 час.)
67.
Охрана здоровья человека
68.
Система учреждений здравоохранения в
Российской Федерации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

8. Учебно-методическое обеспечение
Литература и ресурсы Интернета.
1. Рабочие программы по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов (авторы Т.В. Шевырева,
Е.Н. Соломина) ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.
6-9 классы. География 6-9 классы 2.Учебники, рабочие тетради.
-ФГОС ОВЗ З.А. Клепинина Биология 7 класс Растения Бактерии Грибы Москва «Просвещение»
2021 г.
-ФГОС ОВЗ А.И. Никишов, А.В.Теремов Биология 8 класс Животные Москва «Просвещение»
2021 г.
-ФГОС ОВЗ
Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология Человек 9 класс Москва «Просвещение»
2019 г.
Современная школьная энциклопедия Человек М. «РОСМЭН» 2010г.
Б.М.Мамаев, Е.А. Бордукова Энтомология для учителя М. «Просвещение»1985г.

Лекарственные растения (набор открыток)
Н.А.Евстифеева Кое-что о птицах Южного Урала «Взгляд» 2002г.
Тудор Оприш Мир Рстений 1986г.
Интернет-ресурсы
http://mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные
государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты,
регламентирующие введение ФГОС.
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.mcko.ru – сайт Московского
центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной
образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации
ФГОС. http://fcior.edu.ru – сайт «Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов» http://school-collection.edu.ru- сайт «Единая коллекция доступа к образовательным
ресурсам»
http://window.edu.ru –сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru –
российский общеобразовательный Портал
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru –
предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – интернет-школа
издательства «Просвещение»: «География».
«Биология»
Ресурсы единой коллекции электронных образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/).
Презентации к урокам http://www.school2100.ru/ www. school.edu
«Российский образовательный портал».
Уроки – конспекты
www.pedsovet.ru,
http://www.proskolu.ru/org, .www.metod-kopilka.ru,
http://www.1september.ru/, - Уроки-конспекты.
Учебно-практические пособия:
1.Гербарии растений
2.Муляжи овощей, фруктов, грибов
3.Таблицы по биологии 9 класс
4.Коллекции насекомых
5.Модели куриного яйца, глаза и уха человека
Технические средства:
Компьютер; проектор; принтер, экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».