МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Заместитель директора
Приказом
педагогического совета
по учебно-воспитательной
работе
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
«29» августа 2025г
Протокол № 1
_________ Орлова И. В.
№ 57-ОД от «29» августа 2025г
Директор ________ Левина Т. А.
«29» августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Обществоведение
(предметная область: человек и общество)
для
обучающихся 10-12 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
2025 г.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для
10-12 классов составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR); адаптированной образовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Элисенваарская СОШ».
Главная цель курса – создание условий для социальной адаптации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической
грамотности как основы интеграции в современном обществе; формирование
нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями, умения реализовывать правовые знания в процессе
правомерного социально-активного поведения.
Выделяются следующие задачи курса:
⮚ Знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской
Федерации.
⮚ Формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство,
гражданин, закон, правопорядок и т.д.
⮚ Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам,
законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы,
желания и умения соблюдать требования закона.
⮚ Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в
обществе.
⮚ Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
⮚ Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное
правонарушение.
⮚ Формирование
нравственных
понятий
«добро»,
«порядочность»,
«справедливость» др.
⮚ Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина
России.
⮚ Воспитание познавательного интереса к предмету.
⮚ Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности.
⮚ Коррекция и развитие познавательных психических процессов.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Обществознание» в школе играет важную роль в правовом воспитании
обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и
патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе, овладении
ЗУНами, коррекционном воздействие изучаемого материала на личность ребенка.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием; направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую
направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности
обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных
возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и
включает следующие разделы:
⮚ Государство, право, мораль.
⮚ Элементы теории государства и права.
⮚ Право. Конституция Российской Федерации.
⮚ Права и обязанности граждан России.
⮚ Основы трудового права
⮚ Основы гражданского права
⮚ Основы семейного права
⮚ Социальные права и свободы
⮚ Право на образование
⮚ Основы уголовного права.
⮚ Основы административного права.
Особыми задачами обучения в 10 классе является:
⮚ Формирование ведущих понятий: мораль, право, гражданин, закон,
правопорядок.
⮚ Знакомство обучающихся с морально этической проблематикой и
взаимосвязью нравственности и права.
⮚ Формирование
нравственных
понятий
«добро»,
«порядочность»,
«справедливость» др.
⮚ Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
⮚ Знакомство с основным законом государства – Конституцией РФ.
Материал программы представлен следующими разделами:
⮚ Наша Родина - Россия.
⮚ Мораль, право, государство
В 11 классе программа направлена:
⮚ Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам,
законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы,
желания и умения соблюдать требования закона.
⮚ Знакомство с отраслями трудового права, семейного, административного,
уголовного, правом на образование.
⮚ Формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина
России.
Материал программы представлен следующими разделами:
⮚ Право и государство
⮚ Права и обязанности граждан России
⮚ Основы трудового права
⮚ Основы гражданского права
⮚ Основы семейного права
⮚ Социальные права и свободы
В 12 классе программа направлена:
⮚ Формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам,
законности и правопорядку; убежденность в необходимости соблюдать законы,
желания и умения соблюдать требования закона.
⮚ Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в
обществе.
⮚ Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
⮚ Формирование представлений о мерах ответственности за совершенное
правонарушение.
Материал программы представлен следующими разделами:
⮚ Политические права и свободы
⮚ Право на образование
⮚ Права и обязанности граждан России
⮚ Основы трудового права
⮚ Основы административного и уголовного права
При проведении уроков используются методы:
⎯ Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
⎯ Наглядные - наблюдение, демонстрация;
⎯ Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
⎯ Проблемный;
⎯ Частично-поисковый;
⎯ Исследовательский;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
⎯ Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
⎯ Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
⎯ Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный
урок);
⎯ Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа,
музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При
выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний учащихся. Основанием для
выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной
работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена
поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществоведение» относится к образовательной области «Человек и
общество», рассчитан на 3 года обучения. Программа каждого года обучения рассчитана
на 34 часа, с учетом проведения уроков 1 раз в неделю.
Программа предусматривает следующее количество часов в год:
10 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа
11 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа
12 класс – 1час – 34 учебных недели – всего 34 часа
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
⮚ осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
⮚ воспитание уважительного отношения к иному мнению;
⮚ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
⮚ овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
⮚ владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
⮚ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
⮚ принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
⮚ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
⮚ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Минимальный уровень:
⮚
знание названия страны, в которой мы живем;
⮚
названий государственных символов России;
⮚
представление о том, что поведение человека в обществе регулируют
определенные правила (нормы) и законы;
⮚
знание названия основного закона страны, по которому мы живем;
⮚
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
⮚
написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение
стандартных бланков.
Достаточный уровень:
⮚
знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция,
гражданин);
⮚
представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
⮚
представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
⮚
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
⮚
знание основных изученных терминов и их определения;
⮚
написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;
⮚
оформление стандартных бланков;
⮚
знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует
обращаться для решения практических жизненных задач;
⮚
поиск информации в разных источниках.
Класс
10
класс
Обучающиеся должны уметь:
11
класс
− Написать
просьбу,
ходатайство,
поручение, заявление, расписку.
− Оформлять стандартные бланки.
− Обращаться при необходимости в
соответствующие правовые учреждения
− Правильно оформлять просьбу в органы
законодательной,
исполнительной
власти.
12
класс
− Написать
просьбу,
ходатайство,
поручение, заявление, расписку.
− Оформлять стандартные бланки.
− Обращаться при необходимости в
соответствующие правовые учреждения
Обучающиеся должны знать:
− Кто такой гражданин
− Основные символы государства
− Что такое мораль, нравственность
− Общечеловеческие ценности
− Что такое право
− Правоохранительные
органы,
обеспечивающие
соблюдение
правопорядка.
− Сходства и различия норм права и норм
морали
− Что такое государство
− Признаки государства
− Что такое гражданство
− Основные
конституционные
права
и
обязанности граждан
− Виды правовой ответственности
− Что собой представляет законодательная,
исполнительная
власть
Российской
Федерации
− Основы права
− Основные кодексы страны
− Отрасли права
− Виды наказаний
− Основные
конституционные
права
и
обязанности граждан Российской Федерации
− Основы административного и уголовного
права
− Виды правовой ответственности
− Правильно оформлять просьбу в органы
законодательной
исполнительной
власти.
− Что собой представляет судебная власть
Российской Федерации
− Основные кодексы страны
Базовые учебные действия:
Личностные:
⮚ выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от
конкретных ситуаций;
⮚ учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новых задач;
⮚ знание основных моральных норм;
⮚ оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
⮚ освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного
маршрута.
⮚ решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и
преодоления конфликтов.
Регулятивные:
⮚ постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
⮚ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
⮚ коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ реального
действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся,
учителем, товарищами;
⮚ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
(к выбору в ситуации мотивационного
конфликта) и преодолению
препятствий.
⮚ составлять план и последовательность своих действий.
⮚ уметь оценить степень успешности своей деятельности.
Познавательные:
⮚ самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать
алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать;
⮚ определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач;
ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных
интересов.
⮚ постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
⮚ наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; задавать вопросы;
⮚ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
⮚ выявлять причины и следствия простых явлений.
⮚ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
⮚ производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
⮚ отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации
(словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ).
Коммуникативные:
⮚ аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений;
⮚ использовать знаково-символические средства;
⮚ уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и сделать соответствующие выводы.
⮚ учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами
⮚ учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Основные направления и ценностные основы воспитания, овладение
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Воспитание у обучающихся гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества.
Формирование приверженности идеям дружбы, равенства, взаимопомощи народов.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества.
Развитие уважения к символам государства: гербу, флагу, гимну Российской
Федерации; историческим символам и памятникам Отечества.
Развитие нравственных чувств (честь, долг, справедливость, милосердие и
дружелюбие).
Формирование нравственных позиций, в том числе способности к сознательному
выбору добра.
Развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям.
Оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям.
Формирование умений и навыков самообслуживания, потребностей трудиться,
добросовестно, ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Развитие навыка совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
Содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды.
Формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, путем
соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения.
Раздел
10 класс
Колво
часов
5. Содержание учебного предмета
Содержание тем учебного предмета
1 Введение
4
2 Мораль, право, 18
государство
3 Конституция
Российской
Федерации
4
4 Права
и 8
обязанности
граждан
11 класс
1 Мораль, право, 18
государство
2 Конституция
3
Российской
Федерации
3 Права
и 13
обязанности
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит
от нашей гражданской позиции. Наша Родина – Россия.
Государственные символы Российской Федерации. История
создания и изменения.
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль
правил в жизни общества. Что такое мораль, нравственность?
Функции морали в жизни человека и общества. Понятия
добра и зла. Общечеловеческие ценности. Моральные
требования и поведение людей. Правила вежливости. Что
такое право? Роль права в жизни общества и государства.
Конституция Российской Федерации – главный правовой
документ в нашем государстве. Правоохранительные органы,
обеспечивающие соблюдение правопорядка (прокуратура,
суд, полиция и др.) Сходства и различия нор права и норм
морали. Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль
и право». Тест. Что такое государство? Признаки,
отличающие
государство
от
других
общественных
образований. Право и закон. Источники права. Как
принимаются законы в Российском государстве. Система
российского права. Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации – основной закон
России. Из истории принятия конституции. Структура и
содержание разделов Конституции Российской Федерации.
Определение Конституцией формы Российского государства.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Гражданство Российской Федерации. Ответственность
государства перед гражданами. Права и свободы граждан.
Основы трудового права. Труд несовершеннолетних. Роль
семьи в жизни человека и общества. Права и обязанности
детей. Декларация прав детей. Права и обязанности детей.
Декларация прав детей. Повторительно-обобщающий урок по
теме «Что такое право». Тест.
Социальные нормы - правила поведения людей в обществе.
Моральная ответственность. Жизнь – самая большая
ценность. Нормы права (юридические норы). Нравственная
основа права. Норма права как элемент права; структура
правовых норм, их виды. Ценность современного права.
Взаимосвязь государства и права. Законодательная власть.
Российское законодательство. Источники российского права.
Источники
российского
права.
Правоотношения.
Государственное
право.
Административное
право.
Гражданское право. Семейное право. Трудовое право.
Уголовное
право,
уголовно-процессуальное
право.
Российское законодательства и международное право.
Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия.
Федеративное устройство государства. Организация власти в
Российской Федерации. Местное самоуправление.
Основные конституционные права граждан России. Труд и
трудовые отношения. Дисциплина труда. Виды наказаний за
граждан
нарушения в работе. Собственность и имущественные
отношения. Регулирование законом. Правовое регулирование
семейных отношений. Права и обязанности супругов.
Жилищные права. Несовершеннолетние как участники
жилищно-правовых отношений. Право человека на доступ к
культурным
ценностям.
Виды
правонарушений
(преступления, проступки) юридическая ответственность за
правонарушения. Административное правонарушение и
административная ответственность. Принципы назначения
наказания.
Ответственность
несовершеннолетних.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и
обязанности граждан России». Тест.
12 класс
1 Мораль, право, 3
государство
2 Конституция
Российской
Федерации
5
3 Права
и 26
обязанности
граждан
Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль,
право этикет) Право - одно из самых ценных приобретений
человечества. Российское законодательство. Система права.
Разделение властей. Законодательная власть Российской
Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации.
Судебная власть Российской Федерации. Избирательная
система.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Российское законодательство». Тест.
Основные обязанности граждан. Трудовой кодекс Российской
Федерации. Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения
в работе. Трудовой договор. Трудовая книжка. Охрана права
собственности граждан.
Этика семейных отношений.
Домашнее хозяйство. Права и обязанности родителей. Право
на медицинское обслуживание. Право на социальное
обеспечение. Право человека на духовную свободу. Право на
свободу убеждений. Религиозные верования и их место в
современном мире. Свобода совести. Федеральный закон об
образовании Российской Федерации. Повторительно –
обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан
России» Тест. Виды правонарушений, юридическая
ответственность за правонарушения. Преступление и
уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие
в преступлении. Преступления против несовершеннолетних.
Опасность вовлечения подростков в преступную среду.
Правоохранительные органы в Российской Федерации.
Прокуратура. Правосудие. Суд и его назначение.
Конституционный суд.
6. Учебно - календарный план
10 класс
№ Раздел
1
Введение
2
Мораль,
право,
государство
Колво
часов
4
18
Контрольно
–
измерительный
материал
Индивидуальный
и
фронтальный
опрос
Индивидуальный
и
фронтальный
опрос
БУД
Регулятивные:
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать
конечный
результат,
выбирать из предложенных и искать
средства достижения цели.
Познавательные:
3
4
Конституция 4
Российской
Федерации
Права
и 8
обязанности
граждан
11 класс
1 Мораль,
18
право,
государство
2 Конституция 3
Российской
Федерации
3 Права
и 13
обязанности
граждан
12 класс
Тест «Мораль и Анализировать,
сравнивать,
право»
классифицировать и обобщать факты и
явления.
Фронтальный
Выявлять причины и следствия простых
опрос
явлений.
информацию
из
Индивидуальный Преобразовывать
и
фронтальный одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
опрос
поиск
информации,
Тест «Что такое Производить
анализировать
и
оценивать
ее
право»
достоверность.
Коммуникативные:
Учиться отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы, подтверждая их
фактами.
Личностные:
Оценивать на основе общечеловеческих
и российских ценностей поступки.
Учиться
разрешать
моральные
противоречия.
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Тест « Права и
обязанности
граждан России»
Регулятивные: Ставить учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того,
что ещё неизвестно.
Познавательные: Определять, какие
знания необходимо приобрести для
решения
жизненных
задач.
Ориентироваться в своей системе
знаний и определять сферу своих
жизненных интересов.
Отбирать для решения жизненных задач
необходимые источники
информации (словари, энциклопедии,
справочники, электронные и Интернетресурсы, СМИ). Пытаться представлять
информацию в виде конспектов, таблиц,
схем, графиков.
Коммуникативные
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его.
Аргументировать свою точку зрения с
помощью фактов и дополнительных
сведений.
Личностные:
Оценивать жизненные ситуаций с точки
зрения
общечеловеческих
норм,
нравственных и этических ценностей,
ценностей гражданина России.
1
2
3
Мораль,
право,
государство
Конституция
Российской
Федерации
3
5
Права
и 26
обязанности
граждан
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Тест «Российское
законодательство»
Фронтальный
и
индивидуальный
опрос
Тест «Права и
свободы граждан
России»
Тест
«Преступление и
уголовная
ответственность»
Регулятивные:
Ставить учебные задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно.
Составлять план и последовательность
своих действий.
Уметь оценить степень успешности
своей деятельности.
Познавательные:
Определять план выполнения заданий
Наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем,
графиков и на их основе делать анализ
и выводы.
Коммуникативные:
Отстаивать
свою
точку
зрения,
соблюдая правила речевого этикета.
Аргументировать свою точку зрения с
помощью фактов и дополнительных
сведений.
Личностные:
Учиться оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) с разных точек зрения
(нравственных,
гражданскопатриотических,
с
точки
зрения
различных групп общества).
Решать
моральные
дилеммы,
в
ситуациях межличностных отношений и
преодоления конфликтов.
7. Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов
освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов
проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых),
направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Критериями
оценивания являются:
⮚ соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
⮚ динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ:
Оценка «5»
- обнаруживает
понимание
материала;
-самостоятельно
формулирует
Оценка «4»
-обнаруживает
понимание материала;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-допускает ошибки в
Оценка «3»
-обнаруживает знание
и понимание основных
положений темы;
-излагает
материал
недостаточно полно и
Оценка «2»
-обнаруживает
незнание большей
или
наиболее
существенной
части изученного
ответы;
-допускает
единичные
ошибки и
исправляет
подтверждении
ответов примерами и
исправляет
их
с
сам помощью учителя (1-2
ошибки);
-допускает ошибки в
речи (1-2 ошибки);
последовательно;
-допускает ряд ошибок
в речи;
-затрудняется
самостоятельно
подтвердить пример;
-нуждается
в
постоянной
помощи
учителя;
материала;
-допускает ошибки
в
формулировке
ответа,
искажает
его смысл;
-делает
грубые
ошибки;
-не
использует
помощь учителя;
Тематическое планирование уроков.
10 класс
№п/п Тема
Введение
1
Кто такой гражданин?
2
Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.
3
Наша Родина – Россия.
4
Государственные символы Российской Федерации. История.
Мораль, право, государство
5
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни
общества.
6
Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и
общества.
7
Понятия добра и зла.
8
Общечеловеческие ценности.
9
Моральные требования и поведение людей.
10
Правила вежливости.
11
Что такое право?
12
Роль права в жизни общества и государства.
13
Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем
государстве.
14
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка.
15
Сходства и различия норм права и норм морали.
16
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мораль и право». Тест.
17
Что такое государство?
18
Признаки, отличающие государство от других общественных образований.
19
Право и закон.
20
Источники права.
21
Как принимаются законы в Российском государстве. Система российского права.
22
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации
23
Конституция Российской Федерации – основной закон России. Из истории
принятия конституции.
24
Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации.
25
Определение Конституцией формы Российского государства.
26
Президент Российской Федерации – глава государства.
Права и обязанности граждан России
27
Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед
гражданами.
28
Права и свободы граждан.
29
30
31
32
33
34
Основы трудового права.
Труд несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества.
Права и обязанности детей. Декларация прав детей.
Система образования в Российской Федерации.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Что такое право». Тест.
11 класс
№п/п Тема
Мораль, право, государство
1.
Социальные нормы – правила поведение людей в обществе.
2.
Моральная ответственность.
3.
Жизнь – самая большая ценность.
4.
Нормы права (юридические норы)
5.
Нравственная основа права.
6.
Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды.
7.
Ценность современного права.
8.
Взаимосвязь государства и права.
9.
Законодательная власть. Российское законодательство.
10.
Источники российского права.
11.
Правоотношения.
12.
Государственное право.
13.
Административное право
14.
Гражданское право.
15.
Семейное право.
16.
Трудовое право.
17.
Уголовное право, уголовно-процессуальное право.
19.
Российское законодательство и международное право. Всеобщая декларация прав
человека, цели её принятия
Конституция Российской Федерации
20.
Организация власти в Российской Федерации.
21.
Местное самоуправление.
Права и обязанности граждан России
22.
Основные конституционные права граждан России
23.
Труд и трудовые отношения.
24.
Дисциплина труда.
25.
Виды наказаний за нарушения в работе.
26.
Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом.
27.
Правовое регулирование семейных отношений. Права и обязанности супругов.
28.
Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно – правовых
отношений.
29.
Право человека на доступ к культурным ценностям.
30.
Виды правонарушений (преступления, проступки) юридическая ответственность
за правонарушения
31.
Административное правонарушение и административная ответственность.
32.
Принципы назначения наказания.
33.
Ответственность несовершеннолетних.
34.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Права и обязанности граждан
России». Тест.
12 класс
№п/п Тема
Мораль, право, государство
1.
Основные социальные нормы (запреты, обычаи, мораль, право этикет)
2.
Право- одно из самых ценных приобретений человечества.
3.
Российское законодательство. Система права.
Конституция Российской Федерации
4.
Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации.
5.
Исполнительная власть Российской Федерации.
6.
Судебная власть Российской Федерации.
7.
Избирательная система.
8.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское законодательство».
Тест.
Права и обязанности граждан России
9.
Основные обязанности граждан.
10.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
11.
Дисциплина труда. Виды наказаний за нарушения в работе.
12.
Трудовой договор.
13.
Трудовая книжка.
14.
Охрана права собственности граждан.
15.
Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство
16.
Права и обязанности родителей.
17.
Право на медицинское обслуживание.
18.
Право на социальное обеспечение.
19.
Право человека на духовную свободу.
20.
Право на свободу убеждений.
21.
Религиозные верования и их место в современном мире.
22.
Свобода совести.
23.
Федеральный закон об образовании Российской Федерации.
24
Повторительно – обобщающий урок по теме «Права и свободы граждан
России»
25.
Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения.
26
Виды правонарушений, юридическая ответственность за правонарушения.
27.
Преступление и уголовное наказание.
28.
Ответственность за соучастие и участие в преступлении.
29.
Преступления против несовершеннолетних.
30.
Опасность вовлечения подростков в преступную среду.
31.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Прокуратура.
32
Правосудие. Суд и его назначение. Конституционный суд.
33.
Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка.
34.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Преступления и уголовная
ответственность». Тест.
8. Учебно-методический комплекс.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9
классы. Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой (Москва, Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС», 2018 год, автор курса – В.М. Мозговой)
Учебник:
Н.И. Элиасберг, М.М. Михеева Мы - граждане России. Основы законодательства
Российской Федерации. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида.
Издательство «Союз» Санкт-Петербург 2004 г.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Алексеев Ю.А., Зуев Н.М., Ковалёв В.С. Государственные символы России. Моя Родина
– Россия. – М.: Триада – фарм, 2002.-64 с.:58 ил.
Интернет – ресурсы:
Российская электронная школа РЭШ
Электронные информационные источники