МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛИСЕНВААРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Заместитель директора
Приказом
педагогического совета
по учебно-воспитательной
работе
МКОУ «Элисенваарская СОШ»
«30» августа 2021г
Протокол № 8
_________ Орлова И. В.
№ 43-ОД от «30» августа 2021г
Директор ________ Левина Т. А.
«30» августа 2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Мир истории
(предметная область: человек и общество)
для обучающихся 6 класса
(вариант 1)
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету мир истории для обучающихся 6 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Элисенваарская СОШ»
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
Задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом
времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых
других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Для реализации программного содержания используются учебники:
Бгажнокова И.М. Мир истории. 6класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы/ И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова. - 7-е изд. – М.: просвещение, 2021.
Общая характеристика учебного предмета.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
История как социокультурное развитие личности выступает в качестве основного
источника памяти человеческого общества. Опора на социокультурный контекст истории
представляет наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с
умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и
драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания
патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение
обучающихся к различным источникам исторических знаний способствуют развитию
познавательных потребностей. Важнейшей задачей данной программы является
формирование на доступных примерах системы представлений об общественных
ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также
нравственные ориентиры с примерами дел и свершений на благо Отечества, единство и
единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часов. Предмет «Мир истории» входит в
обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета
«Мир истории» выделяется в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты
6 класс
Минимальный уровень:
• понимание доступных исторических фактов;
• использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
• последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
• использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное
исправление ошибок;
• усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
• адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
• знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
• использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
• участие в беседах по основным темам программы;
• высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
• понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью учителя;
• владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владение элементами оценки и самооценки;
• проявление интереса к изучению истории.
Содержание учебного предмета «Мир истории»
Формируемые базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
6 класс
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя
биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок,
село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав,
основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). «Лента времени».Краткие исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века
и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с
примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей.Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные
(летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство.Историческаякарта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека
от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.
Причины зарождения религиозных верований.Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких
животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективыдревних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные
способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов.
Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, вистории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для
строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство
жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для
изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели.Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение
для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении
глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды.Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в
разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо.Латинский и славянскийалфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направленияискусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Критерии оценивания знаний и умений:
На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления
пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые
слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут
быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать
следующее:
- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность,
последовательность
ответа,
правильность
речи,
аргументированность
рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической
картой.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и
сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи
исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно;
допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя
или учащихся.
Календарно-тематическое планирование «Мир истории»
6 класс, 2 часа в неделю, всего 68 часа
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Календ.
сроки
Почему нужно изучать историю?
1
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек.(6 часов)
История имени.
1
Отчество и фамилия человека.
1
Семья.
1
Биография.
1
Поколение людей.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина - Россия. (11 часов)
О доме.
1
Название городов и улиц.
1
Родник «Двенадцать ключей».
1
Истоки.
1
Наша родина - Россия.
1
Наша родина - Россия.
1
Как устроено государство.
1
Герб, флаг, гимн России.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Москва – столица России.
1
Мы жители планеты Земля.
1
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. (5часов)
Что такое время.
1
История календаря.
1
Русский земледельческий календарь.
1
Счет лет в истории. Историческое время.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел IV. Что изучает наука история. (6 часов)
Что такое история.
1
Какие науки помогают истории.
1
Как работают археологи.
1
Исторические памятники.
1
Историческая карта.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел V. История Древнего мира. (9 часов)
Земля и космос.
1
От кого произошел человек.
1
Человек умелый.
1
Следующее поколение людей каменного века.
1
Факт.
сроки
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
№
1.
2.
Наступление ледников.
1
Как жили древние охотники, кочевники и
1
собиратели.
Как жили древние охотники, кочевники и
1
собиратели.
Новые занятия людей.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. (15 часов)
Огонь в жизни древнего человека.
1
Огонь, глина, гончар.
1
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.
1
Вода, ее значение в жизни человека.
1
Вода и земледелие.
1
Вода как источник энергии.
1
Какие дома строили древние люди.
1
Как появилась мебель.
1
Как появились каша и хлеб.
1
История об обыкновенной картошке.
1
О керамике, фарфоре и деревянной посуде.
1
История появления одежды.
1
Одежда и положение человека в обществе.
1
Как люди украшали себя.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Раздел VII. Человек и общество. (15 часов)
О далеких предках – славянах и родовом строе.
1
Что такое город.
1
Как люди понимали мир природы в древности.
1
Современные религии, как они появились.
1
Современные религии, как они появились.
1
Искусство и культура.
1
Письмо.
1
Первые книги.
1
От изобретателя колеса - к новым открытиям.
1
Изобретения человека.
1
Человечество стремится к миру.
1
Что такое освободительная война.
1
Подвиг ленинградцев.
1
Человечество стремится к миру.
1
Повторительно-обобщающий урок.
1
Наименование разделов
Имя, отчество, семья,
родословная человека
Отчий дом. Наша Родина –
Россия
Всего
часов
В том числе:
Контрольные работы
(Самостоятельные
уроки
Практическ
работы)
ие работы,
экскурсии.
7
6
11
11
1
3.
О том, что такое время и
как его изучают
5
4.
Что изучает наука история
6
5.
История Древнего мира
История вещей. Занятия
человека на земле
Человек и общество
Итого:
9
6
7
15
15
68
4
1
5
8
1
1
14
14
62
1
1
6
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
-Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной коррекционной
школе 8 в. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.
Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс: Пособие для учащихся специальных (
коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.: Просвещение, 2011.
2. Учебники:
И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова Мир истории.6 класс Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
3. Технические средства:
персональный компьютер (ноутбук).
видеопроектор, экран.
4. Учебно-практическое оборудование:
-«Лента времени»;
- наборы карточек с датами;
-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам,
кроссворды, таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и т.п.);
-портреты известных исторических личностей;
-демонстрационные схемы, планы уроков;
- карточки для индивидуальной работы;
-компьютерные презентации;
-аудиозапись песен, видеофрагменты; обучающие фильмы;