Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта, средства обучения и воспитания могут быть использованы не всеми категориями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (возможно использование с помощью педагогов школы).
Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ОО отсутствуют специально оборудованные для детей с ОВЗ и детей-инвалидов учебные кабинеты.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ - избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309, на основании материалов, подготовленных при процедуре паспортизации объектов и услуг, утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
Итоговое заключение о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры: состояние доступности объекта (МКОУ "Элисенваарская СОШ") оценено как условно доступное для инвалидов с умственными нарушениями; временно не доступно для инвалидов с нарушениями зрения, для инвалидов с патологией опорно –двигательного аппарата, с нарушением слуха; недоступен для инвалидов, передвигающихся на креслах- колясках.
Доступность объекта может быть обеспечена:
организацией альтернативных форм обучения (на дому, семейное обучение и т. д.); при организации обучения специалистов, по оказанию необходимой квалифицированной помощи МНГ (знание специфики различных групп инвалидности и влияние её на способность передвижения внутри помещения, а так же на прилегающих территориях; умение использовать специальную технику при оказании помощи МНГ), а так же выполнением следующих мероприятий:
Территория, прилегающая к здании (участок):
установить декоративное ограждение, выполняющее направляющую функцию; выделить места отдыха (установить скамейки).
Вход (входы) в здание:
установить пандус, противоскользящее покрытие на края ступеней; установить поручни вдоль марша лестницы, включая разделительные (0,9 м п.4.1.14,5.2.15 СП 59.13330.2012); увеличить ширину рабочего полотна в свету до 90 см ( входные двери); снизить высоту порогов входных дверей ( не более 1,4 см один элемент порога); двери оборудовать доводчиками с задержкой автоматического закрывания не менее 5 секунд, крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением.
Путь (пути) движения внутри здания:
установить недостающие поручни вдоль маршей лестниц; увеличить дверные проёмы до ширины рабочего полотна в свету до 90 см; снизить высоту порогов (не более 1,4 см один элемент порога).
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта):
для инвалидов, передвигающихся на креслах – колясках ширина марша лестницы 1,13 м не позволяет безопасно передвигаться в столовую, библиотеку, туалетные комнаты.
Санитарно-гигиенические помещения:
В уборных (м,ж) необходимо предусмотреть не менее одной специализированной кабины: ширина — не менее 1,65, глубина — н.м. 1,8 м.
В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Одну из раковин умывальной установить на высоте не более 0,8 м от уровня пола, установить горизонтальные поручни, тревожную кнопку и т.д.
Система информации на объекте:
на всех структурно – функциональных зонах, начиная с прилегающей территории обеспечить своевременное получение визуальной, акустической и тактильной информации в т.ч. с учётом потребностей инвалидов с нарушениями зрения (информационные указатели, рельефные (тактильные полосы), малогабаритные аудиовизуальные информационно – справочные системы и т.д.)( п.5.5 СП 59.13330.2012).
Территория, прилегающая к здании (участок):
установить декоративное ограждение, выполняющее направляющую функцию; выделить места отдыха (установить скамейки).
Вход (входы) в здание:
установить пандус, противоскользящее покрытие на края ступеней; установить поручни вдоль марша лестницы, включая разделительные (0,9 м п.4.1.14,5.2.15 СП 59.13330.2012); увеличить ширину рабочего полотна в свету до 90 см ( входные двери); снизить высоту порогов входных дверей ( не более 1,4 см один элемент порога); двери оборудовать доводчиками с задержкой автоматического закрывания не менее 5 секунд, крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением.
Путь (пути) движения внутри здания:
установить недостающие поручни вдоль маршей лестниц; увеличить дверные проёмы до ширины рабочего полотна в свету до 90 см; снизить высоту порогов (не более 1,4 см один элемент порога).
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта):
для инвалидов, передвигающихся на креслах – колясках ширина марша лестницы 1,13 м не позволяет безопасно передвигаться в столовую, библиотеку, туалетные комнаты.
Санитарно-гигиенические помещения:
В уборных (м,ж) необходимо предусмотреть не менее одной специализированной кабины: ширина — не менее 1,65, глубина — н.м. 1,8 м.
В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Одну из раковин умывальной установить на высоте не более 0,8 м от уровня пола, установить горизонтальные поручни, тревожную кнопку и т.д.
Специальные условия питания
Доступность школьной столовой для инвалидов и лиц с ОВЗ - избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- На сайте школы есть функция «для слабовидящих».
- Доступ
к информационно-телекоммуникационной сети в настоящее время отсуствует для всех обучающихся, плановое подключение к сети Интернет - 2021 год
- Доступ в кабинеты, которые оборудованы компьютерами, сложен для лиц с ограниченными возможностями передвижения, так как по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы и лифты.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения –
- «Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
- Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
- http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
- http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.
Нарушение слуха.
Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.
- https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
- https://www.deafworld.ru/ сайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
- https://mgppu.ru/project/49 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
Нарушение интеллектуального развития
- http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
- http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
- http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Тяжелые нарушения речи
- https://особыйресурс.рф/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
- http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1. http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
2.http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
- http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
- http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
- https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Наибольшую
образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для
обучения детей с ОВЗ.
1.https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний
2. https://uchi.ru/teachers/stats/main
- отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит
большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики
собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность
данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет
сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на
диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые
дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем
для учителя и родителей.
3. https://iqsha.ru/
онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит
материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир,
английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор,
поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и
приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно
скажется на его учебной мотивации.
4. https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей
5. http://poskladam.ru/
онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя.
Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском
языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения
материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два
уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении,
перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для
учителя и родителей.
6. https://www.igraemsa.ru/ онлайн
платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта –
развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает
диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося.
Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
7. https://www.yaklass.ru/p - образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет (не используются).
Информационные системы и электронные образовательные ресурсы
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не
используются.