РП элективного курса Культура речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Культура русской речи» 10 класс
Среднее общее образование (ФГОС
СОО)

п. Элисенваара, 2025 г.

Рабочая программа учебного курса «Культура речи»

на уровне среднего общего

образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы среднего общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (далее – ФОП СОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Рабочая программа элективного курса разработана с целью:

 преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой, помочь
учащимся подготовиться к поступлению в вуз;

 привить учащимся интерес к предмету русского языка.
На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим
дисциплинам, как:

 Современный русский язык
 Культура речи
 Орфография
 Пунктуация
На практических и лабораторных занятиях будут закрепляться полученные знания и
применяться на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей,
выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год обучения (10 класс). Количество часов в неделю – 1 (в год –
34 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы элективного курса «Культура
речи» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности МКОУ «Элисенваарская
СОШ» в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
2

взаимного

уважения,

бережного

отношения

к

культурному

наследию

и

традициям

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения программы элективного курса «Культура речи» у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
 принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических

и

демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах
литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,

участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к

своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному

наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов
России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность

за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать

ситуацию

и

принимать

осознанные решения,

ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического

творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и

других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
3

 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового

искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества

творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к

своему здоровью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и

психическому здоровью.
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,

способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в
том числе в процессе изучения русского языка;
экологического воспитания:
 сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.

ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия

между людьми и познания мира;
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по
элективному курсу «Культура речи» у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания,

включающего

способность

понимать

своё

эмоциональное

состояние,

использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть
открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
4

инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии,

включающей

способность

сочувствовать

и

сопереживать,

понимать

эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации.
В результате изучения программы элективного курса «Культура речи» у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно

формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её

всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и

обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных
разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и

нематериальных ресурсов;
 координировать

и

выполнять

работу в

условиях реального,

виртуального

и

комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного

речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по

русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,

терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,

освоенные

средства и способы действия — в профессиональную среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы

решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
5

 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников

разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой

аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица,
схема и другие);
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной

безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных

знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести

диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение,

строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить

и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,

собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за

результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;

постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
 У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия

себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать

соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и

мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для
6

оценки ситуации, выбора верного решения;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и

возможностей каждого члена коллектива;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,

практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в
современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Изобразительно-выразительные

средства

лексики:

эпитет,

метафора,

метонимия,

олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные
слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная
и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная.
Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.).
Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфология. Морфологические нормы
Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические

нормы

современного

русского

литературного

языка

(общее

представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой
формы.
7

Основные

нормы

употребления

количественных,

порядковых

и

собирательных

числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений,
возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить,
выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм:
форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии
Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление
прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание
суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание
не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования
сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство,
меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно- именным сочетанием (двадцать лет,
пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в
своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три,
четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диванкровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой,
заимствованным несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно- падежной
формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения
сложных предложений.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)
№
п/п

Наименование раздела

1

Национальный язык и его основные
разновидности. Культура речи как
научная дисциплина. Качества хорошей
речи. Понятие нормы
Орфоэпические нормы русского языка
Лексические нормы в русском языке
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности
словообразования
Морфологические нормы.
Орфографические нормы
Синтаксические нормы русского языка.

2
3
4

5
6
7
Итого

Количество часов
Теоретические
занятия

Практические
занятия

1

Всего

ЭОР

1

2
1
1

2
7
1

4
8
1

1
3
2
11

5
6
3
23

6
9
5
34

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия

Дата Дата Примечание
план. факт
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина.
Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)
1.
Национальный язык и его основные разновидности.
Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей
речи. Понятие нормы
Орфоэпические нормы русского языка (4 часа)
2.
Типы орфоэпических норм
3.
Акцентологические нормы
4.
Нормы произношения гласных звуков.
5.
Произношение согласных звуков
Лексические нормы в русском языке (8 часов)
6.
Лексическое значение слова
7.
Лексика русского языка с точки зрения происхождения
8.
Лексика русского языка с точки зрения активного/
пассивного запаса
9.
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления
10.
Стилистическая окраска слов
11.
Паронимы
12.
Фразеологические обороты.
13.
Лексические ошибки
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (1 час)
14.
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности
словообразования
Морфологические нормы. (6 часов)
15.
Особенности употребления имён существительных
16.
Особенности употребления имён прилагательных
17.
Особенности употребления имён числительных
18.
Особенности употребления имён числительных
19.
Особенности употребления местоимений
20.
Особенности употребления глаголов
Орфографические нормы (9 часов)

ЭОР

9

21.
22.
23.

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии
Орфограммы в корне
Орфограммы в приставках

24.
Орфограммы в суффиксах (кроме Н-НН)
25.
Н-НН в различных частях речи
26.
Орфограммы в окончаниях
27.
Слитные-дефисные-раздельные написания
28.
Правописание омонимичных частей речи
29.
НЕ и НИ с различными частями речи
Синтаксические нормы русского языка. (5 часов)
30.
Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со
сказуемым
31.
Нормы управления
32.
Употребление однородных членов предложения
33.
Связь частей в сложных предложениях
34.
Проектная работа по курсу
Всего 34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово - РС»
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово - РС»
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово - РС»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
Сайт «Культура письменной речи» http:// www.gramma.ru
http://www.slovari.ru

Проект

«Русские

словари»

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».