РП элективного курса финансовая грамотность СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Финансовая грамотность»
для учащихся 10-11 классов

п. Элисенваара, 2025 г.

Программа элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 10-11 классов
рассчитана для создания развивающего пространства, способствующего формированию
универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при
введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС СОО).
Овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные
знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание курса существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении
семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской
системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение
творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт
принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные
знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой
аттестации за курс средней школы.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в РФ;
Общая характеристика учебного предмета, курса
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами,
которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое
взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно
повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые
знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые
решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые
мошенничества.
В основе элективного курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты,
сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для
организации обучения по программам финансовой грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться
от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять
полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по
предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике,
обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс
финансовой грамотности связан с обществознанием и математикой.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых
финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает
международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием
финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в
2

отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как
коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный
фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами,
налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения
кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового
характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их
выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает
формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых
финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых
операций.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение
которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее
интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех
конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их
жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить
углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее
полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися
отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия,
подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование»,
«Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и
пенсионные накопления».
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов
посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и
компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми
институтами с целью достижения финансового благосостояния.
Задачи программы:
повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их
личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния;
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной
информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия
финансовых решений;
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении
финансовых задач.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение
учащимися 10-11 классов в течение 68 часов (в том числе в 10 классе - 34 учебных часа из расчета 1
час в неделю и в 11 классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует
ФГОС СОО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по элективному курсу «Финансовая грамотность» на
уровне среднего общего образования отражают готовность и способность учащихся
3

руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения элективного курса «Финансовая грамотность» на уровне среднего общего
образования у учащегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско­юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
4

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,
включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально- экономической и
политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни,
интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения учащегося программы среднего
общего образования у учащихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные
социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
5

при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её
разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и
обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь
мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах,
прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных
рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям,
оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных, жизненных проблем, при
выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно­исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения
проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы
социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и
методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно­следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в
социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук,
учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
6

задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных
наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные,
графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в
том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и морально­этическим
нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог,
учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях,
включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности,
в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к
социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать
тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена
коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
7

результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать себя,
понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё
право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной системе
Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной способности; факторах
устойчивого развития экономики и других сфер жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их
видах, налоговых вычетах; финансовом капитале; особенностях регулирования финансового рынка в
периоды кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах;
видах предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений;
характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой налогов, получением
социальных льгот и пособий; наёмный труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые
ресурсы и рынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства молодёжи; роль
фондовых бирж в экономике; фондовый рынок;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и инвестированием; способами и
сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой
деятельности;
использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора; сберегательных
сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях;
искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях; работе фондового рынка;
защите персональных данных и финансовой информации при работе с цифровыми устройствами;
определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски,
сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг;
приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных бумаг и операций с
ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых консультантов; мошенничества;
устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных
финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования;
способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от
собственной трудовой деятельности;
использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя; сберегательных
8

сертификатах;
определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья;
овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов;
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с
цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных
инвестиционных продуктов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке
жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых
услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе
инвестиционных продуктов;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач,
осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями
разных этнических групп.

Содержание учебного предмета, курса.
Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так
и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения
содержания занятия, сформировать практические умения. Последовательность модулей выстроена
таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в
будущем стоящих перед ним финансовых задач.
10 класс
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит. Система страхования вкладов. Кредит,
кредитная история. Процент, ипотека. Кредитная карта. Автокредитование. Потребительское
кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов. Порядок начисления простых и сложных
процентов. Порядок возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Виды кредитов,
характеристики кредита. Параметры выбора необходимого вида кредита. Особенности
функционирования банка как финансового посредника. Вид кредита – процентная ставка по кредиту.
Ключевая характеристика выбора депозита и кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Базовые понятия и знания. Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай,
паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный
курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов. Отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского
управления. Виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок. Порядок
функционирования фондового рынка, функций участников рынка. Особенности работы граждан с
инструментами фондового рынка. Риски участников фондового рынка в процессе его
функционирования. Порядок работы валютного рынка.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.
Базовые понятия и знания Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет,
пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые
гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо
заполнять налоговую декларацию. Случаи и способы получения налоговых вычетов. Права и
9

обязанности в сфере налогообложения. Действующая система налогообложения.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания. Страхование, страховой полис, имущественное страхование. Личное
страхование. Страхование ответственности. Страховой случай. Страховая выплата. Обязательное и
добровольное страхование. Франшиза. Страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в
России. Классификация страховых продуктов. Условия осуществления различных видов страхования.
Алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Особенности выбора страховой компании.
Принципы страхования, приобретение страховых услуг. Выбор страховых продуктов. Преимущества
и недостатки условий договоров страхования.
11 класс
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль,
бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура
доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта,
функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом
и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования,
инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск,
доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг,
фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых
мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные
инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска
инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное
пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание
о существующих программах пенсионного обеспечения.
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном
обеспечении.

10

Тематическое планирование.
10 класс
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Управление личными финансами и 2
выбор банка
1.2
Как сберечь накопления с помощью
2
депозитов
1.3
Проценты по вкладу: большие и
1
маленькие
Банки и золото: как сохранить
1.4
сбережения в драгоценных металлах
2
1.5
Кредит: зачем он нужен и где его
2
получить
Какой кредит выбрать и какие условия
1.6
кредитования предпочесть
2
Как управлять деньгами с помощью
1.7
банковской карты
1
Итого по разделу
12
Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
2.1
Финансовые риски и стратегии
2
инвестирования
2.2
Что такое ценные бумаги и какими
2
они бывают
2.3
Граждане на рынке ценных бумаг
2
2.4
Зачем нужны паевые инвестиционные 2
фонды
Итого по разделу
8
Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
3.1
Что такое налоги
2
Виды налогов, уплачиваемых
3.2
физическими лицами в России
2
3.3
Налоговые вычеты, или как вернуть
2
налоги в семейный бюджет
Итого по разделу
6

Библиотека ЦОК
http://fincult.info/
Библиотека ЦОК
https://fincult.info/
https://fincult.info/

1.1

1

https://fincult.info/
https://fincult.info/

https://fincult.info/
1

8
34
3
34

https://fincult.info/
https://fincult.info/
https://fincult.info/

https://fincult.info/
https://fincult.info/
1

Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Страховой рынок России: коротко о
4.1
2
1
главном
Страхование
имущества:
как 2
защитить нажитое состояние
4.2
Здоровье и жизнь – высшие блага: 2
4.3
поговорим о личном страховании
4.4
Если нанесен ущерб третьим лицам
1
Доверяй, но проверяй: несколько 1
4.5
советов по выбору страховщика
Итого по разделу
Итого
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://fincult.info/
https://fincult.info/

https://fincult.info/

https://fincult.info/
https://fincult.info/
https://fincult.info/
https://fincult.info/
https://fincult.info/

4
4

11

11 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Собственный бизнес: как создать и не потерять
1.1
1.2

Создание собственного бизнеса: с
чего нужно начать
Пишем бизнес-план

4

https://fincult.info/

2

1

https://fincult.info/

Расходы
и
доходы в
2
собственном бизнесе
1.4
Налогообложение малого и
2
среднего бизнеса
1.5
С какими финансовыми рисками
может встретиться бизнесмен
2
1.6
Обобщающий урок по теме:
«Собственный бизнес»
2
Итого по разделу
14
Раздел 2. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой
2.1
Финансовая пирамида, или как не 2
попасть в сети мошенников
1
2.2
Финансовые риски и
2
стратегии инвестирования
2.3
Виртуальные ловушки, или как не 2
потерять деньги при работе в сети
интернет
2.4
Сюжетно-ролевая обучающая
2
игра. Ток-шоу «Все слышат»
2.5
Обобщающий урок
2
Итого по разделу
10
Раздел 3. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
3.1
Думай о пенсии смолоду, или
2
как формируется пенсия
3.2
Как распорядиться своими
2
1
пенсионными накоплениями
3.3 Как выбрать негосударственный
2
пенсионный фонд
3.4 Обучающая игра «Выбери свой
2
негосударственный пенсионный
фонд»
3.5 Итоговый урок по разделу
2
1.3

Итого по разделу
Заключение
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

10
1
3

3

34

3

https://fincult.info/
https://fincult.info/
https://fincult.info/

https://fincult.info/
https://fincult.info/

https://fincult.info/
https://fincult.info/

https://fincult.info/

3

Календарно-тематическое планирование.
10 класс
№

Тема урока

Количество часов

Дата

Электронные
12

п/п

Всего

Управление личными финансами и
выбор банка
2
Как сберечь накопления с помощью
депозитов
3
Проценты по вкладу: большие и
маленькие
4
Банки и золото: как сохранить
сбережения в драгоценных
металлах
5
Кредит: зачем он нужен и где его
получить
6
Какой кредит выбрать и какие
условия кредитования предпочесть
7
Как управлять деньгами с
помощью банковской карты
8
Финансовые риски и Стратегии
инвестирования
9
Что такое ценные бумаги и
какими они бывают
10 Граждане на рынке
ценных
бумаг
11 Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды
12 Виды налогов, уплачиваемых
физическими лицами в России
13 Налоговые вычеты, или как
вернуть налоги в семейный
бюджет
14 Страховой рынок России: коротко
о главном
15 Страхование имущества: как
защитить нажитое состояние
16 Здоровье и жизнь – высшие блага:
поговорим о личном
страховании
17 Если нанесен ущерб третьим
лицам
18 Доверяй, но проверяй: несколько
советов по выбору
страховщика
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

цифровые
образовательные
ресурсы
https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

1

Контроль
ные
работы

2

Практичес
кие работы

изучения

1

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

1

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

1

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

1

https://fincult.info/

1

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

34

4

Календарно-тематическое планирование.
11 класс
№ Тема урока
п/
п
1
2

Создание собственного бизнеса: с
чего нужно начать
Пишем бизнес-план

Количество часов
Всего Контроль
ные
работы
4

Практиче
ские
работы

2

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://fincult.info/
https://fincult.info/
13

3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3

Расходы и доходы в собственном
бизнесе
Налогообложение малого и среднего
бизнеса
С какими финансовыми рисками
может встретиться бизнесмен
Обобщающий урок
Финансовая пирамида, или как не
попасть в сети мошенников
Финансовые риски
Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги при работе в сети
интернет
Сюжетно-ролевая игра:
«Все слышат»
Обобщающий урок

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

2

https://fincult.info/

Думай о пенсии смолоду, или как
формируется пенсия

2

Как распорядиться своими
пенсионными накоплениями
Как выбрать негосударственный
пенсионный фонд
Обучающая игра: «Выбери свой
негосударственный пенсионный
фонд»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
4
1
5
1
6

2
2

1

https://fincult.info/

2
2
https://fincult.info/
2
2
2

2

https://fincult.info/

1

2

https://fincult.info/
https://fincult.info/

2

34

3

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ.
10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер.

«Учимся разумному финансовому поведению»).
2.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для
учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил. (Дополнительное образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
3.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 112 с.: ил. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»). учебная программа 45
4.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 48 с.: ил.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
ЭОР «Якласс»
«Решу ЕГЭ»
https://fincult.info

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».