РП Математика АООП вариант 2

Приложение № ___
К адаптированной основной образовательной программе
МКОУ «Элисенваарская СОШ»

Адаптированная рабочая программа для обучающихся
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (ИН),
ТиМНР (вариант 2),
по учебному предмету
"Математические представления"
(1, 1 дополнительный-4 класс).

Элисенваара
2023

1.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика»
(предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку,
содержание учебного предмета «Математика» для 1 (1 дополнительного) —4 классов
начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты
освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования
и тематическое планирование изучения курса.
В основу рабочей программы положены следующие нормативно – правовые
документы:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1023
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), одобренная федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию. Протокол от
22.12. 2015 г. № 4/15;
Санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, (Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2). МКОУ «Элисенваарская СОШ».
Цель: формирование элементарных математических представлений и умения
применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1)
сформировать элементарные представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления:
2)
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических
задач с опорой на наглядность.
3)
овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными
математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные
для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится
использовать математические представления для решения жизненных задач: определять
2

время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой,
расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для
приготовления блюда.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимнооднозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче
материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в
горшочки и т.д.
Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для
приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при
определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая
цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере
телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных
передач и многое другое.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 5 лет обучения:
1 класс – 66 ч в год
1 (дополнительный) класс - 66 ч.
2 класс - 68 ч в год
3 класс - 68 ч в год
4 класс - 68 ч в год
Всего - 336 ч
Количество часов в неделю
1 класс – 2 ч
1 (дополнительный) класс - 2 ч.
2 класс - 2 ч
3 класс - 2ч
4 класс - 2ч.
Всего - 10 ч.

2. Содержание учебного предмета «Математические представления»
Основное содержание обучения в федеральной программе представлено
разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые
задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая
информация».
1 КЛАСС
Числа и величины
Оценка сформированности элементарных математических представлений. Выполнение
действий со множеством объектов (объединение, сравнение, уравнивание множества
путем добавления и убавления предметов); установление взаимооднозначных
соответствий.
Числа от 1 до 10: различение, чтение, запись, сравнение. Единица счёта. Счёт
предметов, запись результата цифрами. Состав числа от 2 до 10. Число и цифра 0 при
3

измерении, вычислении. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Разряды чисел: единицы, десяток. Равенство, неравенство (на ознакомительном
уровне).
Нумерация чисел в пределах 20: знакомство с чтением и записью чисел.
Однозначные и двузначные числа (на ознакомительном уровне).
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Названия компонентов действий,
результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное
сложению.
Текстовые задачи
Составление математических рассказов. Текстовая задача: структурные элементы,
составление текстовой задачи по предметно-практическому действию, по иллюстрации,
по образцу. Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой
модели. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче.
Решение задач в одно действие. Знакомство с алгоритмом оформления задачи: условие,
решение и ответ задачи.
Пространственные, временные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов по отношению к себе: ближе/дальше, выше/ниже,
справа/слева. Понятие спереди/сзади (перед/за/между); над/под в практической
деятельности. Правое и левое в окружающем пространстве. Пространственное
расположение предметов и объектов относительно друг друга, на плоскости:
слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Знакомство с тетрадью в клетку. Ориентировка на странице тетради (верх, низ, слева,
справа, середина). Установление временных отношений: раньше/позже, сначала/потом.
Понятия вчера/сегодня/завтра; Установлении последовательности событий. Части
суток, их последовательность.
Геометрические фигуры: распознавание и изображение геометрических фигур: точка,
линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная. Распознавание и сравнение фигур:
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Построение отрезка с
помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов
(количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда,
«клеточка».
Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных
величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины,
изображением геометрической фигуры.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Числа и величины
Повторение знаний о записи и сравнении чисел от 1 до 10. Счёт предметов, запись
4

результата цифрами. Состав чисел от 2 до 10. Увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и
двузначные числа. Разряды чисел: единицы, десяток. Равенство, неравенство.
Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Состав числа от 11 до 20.
Образование чисел второго десятка.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление
соотношения между ними. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий,
результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное
сложению. Приемы устных вычислений без перехода через разряд. Алгоритм приема
выполнения действия сложения и вычитания с переходом через десяток.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу.
Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Чтение,
представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. Решение задач
в одно, два действия. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих
плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов в пространстве.
Геометрические фигуры: распознавание и изображение геометрических фигур: точка,
линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат. Угол. Прямой угол. Построение отрезка, квадрата,
треугольника, прямоугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение
длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов
(количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно
заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки,
столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с однимдвумя числовыми данными (значениями данных величин).
Многозвеньевые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины,
изображением геометрической фигуры.
2 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, разряды чисел. Сравнение. Запись равенства,
неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное
сравнение чисел. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм); измерение длины
(единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы
5

времени — час, минута). Соотношение между единицами величины (в пределах 100),
его применение для решения практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через
разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Алгоритмы приемов
письменных
вычислений
двузначных
чисел
(сложение
и
вычитание).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений.
Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания.
Проверка результата вычисления (правильность ответа, алгоритм проверки
вычислений, обратное действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях.
Названия компонентов действий умножения, деления. Знакомство с таблицей умножения.
Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения, деления при
вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь
компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнения методом подбора.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения
действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со
скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его
значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и
сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План
решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических
действий. Запись решения и ответа задачи. Отработка алгоритма решения задач в два
действия разных типов. Решение текстовых задач на применение смысла
арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные
задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз.
Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность,
следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Повторение. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая,
прямой угол, ломаная, многоугольник. Геометрические формы в окружающем мире.
Распознавание и называние: куб, шар, пирамида. Построение отрезка заданной длины с
помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными
длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение
периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата
измерения в сантиметрах. Вычисление периметра многоугольника путем сложения
длин сторон.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических
объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по
заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду
6

чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные,
пространственные
отношения,
зависимости
между
числами/величинами.
Конструирование утверждений с использованием слов «каждый»,
«все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации,
представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств,
наблюдения в природе и пр.).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми
числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и
построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника,
компьютерными тренажёрами).
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных
слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа
в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом;
отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле
на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица
времени
—
секунда); установление
отношения
«быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность
события» в практической ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в
пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное
умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000.
Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное
умножение, деление на однозначное число в пределах 100.
Алгоритмы письменных приемов вычисления (сложения, вычитания, умножения и
деления) в пределах 1000.
Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие,
применение алгоритма, использование калькулятора). Деление с остатком.
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Алгоритм записи
уравнения.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения,
содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах
1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
7

Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели,
планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на
понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком),
отношений (больше/меньше, на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени,
количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям
и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного
результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической
ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление
фигуры из частей). Виды треугольников.
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Вычисление
периметра прямоугольника (квадрата) разными способами.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах.
Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись
равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением
площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка.
Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в
таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например,
расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу;
дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема,
алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и
практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на
доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере,
других устройствах).
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение, упорядочение.
Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в
заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине; площади, вместимости – случаи без
преобразования.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы. Единицы
времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади
(квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в
час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100
8

000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона.
Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное
число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения
числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка
результата вычислений.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись,
нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия: анализ,
представление на схеме; планирование и запись решения; проверка решения и ответа.
Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время,
пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли -продажи
(цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на
установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта
количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её
доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление
решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного
радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника,
циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус,
пирамида; различение, называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление
фигур из прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и
проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на
диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном
объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной
литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на
столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под
руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными
источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари,
образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
9

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающийся с ЗПР младшего школьного возраста достигает планируемых
результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На
его успешность оказывают влияние индивидуальные особенности познавательной
деятельности, темп деятельности, особенности формирования учебной деятельности
(способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и
т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные
по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения
обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления
личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть
достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление
личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется
средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у
обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным
ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить,
рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность
и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в
том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым
и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих
силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных
проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения
предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие
универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть - целое;
10

причина-следствие; протяжённость);
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление
возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на доступном материале,
выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,
классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного
решения учебных и житейских задач;
использовать элементарные знаково-символические средств для организации своих
познавательных процессов (использование знаково-символических средств при
образовании чисел, овладение математическими знаками и символами и т.д.);
осмысленно читать тексты математических задач (уточнять лексическое значение слов,
определять структуру задачи, находить опорные слова, выделять и объяснять числовые
данные, находить известные и искомые данные);
представлять текстовую задачу, её решение в виде схемы, арифметической записи.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор
вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую
информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи; записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются,
понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах,
выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы
измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и
источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
использовать адекватно речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач,
договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
с помощью педагога строить логическое рассуждение;
после совместного анализа использовать текст задания для объяснения способа и хода
решения математической задачи; формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии (при
необходимости с опорой на визуализацию и речевые шаблоны);
11

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства
своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция
(например, измерение длины отрезка);
ориентироваться
в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные; составлять по аналогии;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным после
совместного анализа.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к
организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои
действия с алгоритмом;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
Самоконтроль:
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и
замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий.
Самооценка:
предусматривать способы предупреждения ошибок (задать вопрос педагогу,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным); оценивать рациональность своих действий, (с опорой на
алгоритм/опорные схемы)
давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах,
составленные учителем или самостоятельно;
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их
предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
выполнять действия со множеством объектов (объединять, сравнивать, уравнивать
множества
путем
добавления
и
убавления
предметов);
устанавливать
взаимооднозначные соответствия;
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 10;
знать состав числа от 2 – 10;
читать и записывать числа от 11 – 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; находить
12

числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10 (устно и
письменно) (при необходимости с использованием наглядной опоры);
называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания
(уменьшаемое, вычитаемое, разность) (с опорой на терминологические таблицы);
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие
и вопрос (с опорой на алгоритм и/или схему);
сравнивать
объекты по длине, устанавливая между ними
соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка,
чертить отрезок заданной длины (в см) (возможно с использованием алгоритма);
различать число и цифру;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, круг,
треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между,
перед/за, над/под;
устанавливать и соотносить между собой временные отношения: вчера/сегодня/завтра,
раньше/позже, сначала/потом, утро/вечер, день/ночь;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; различать пространственные
термины;
группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в
ряду объектов повседневной жизни;
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две
группы по заданному основанию.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 11 до 20;
знать последовательность чисел от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта в
пределах 20;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложения и вычитания и в пределах 20 (устно и
письменно) с переходом через десяток (при необходимости с использованием наглядной
опоры);
называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания
(уменьшаемое, вычитаемое, разность) (с опорой на терминологические таблицы);
решать текстовые задачи в одно и два действия на сложение и вычитание: выделять
условие и вопрос (с опорой на алгоритм и/или схему);
знать и использовать единицу длины — дециметр; устанавливать соотношения между
единицами длины: сантиметром и дециметром; измерять длину отрезка в сантиметрах и
дециметрах, чертить отрезок заданной длины (в см);
оперировать простыми учебными понятиями: круг, овал треугольник, прямоугольник
(квадрат), отрезок, луч, круг, многоугольник (пяти, шестиугольник и др.);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно
заданного набора объектов/предметов;
группировать объекты по заданному признаку; находить
и
называть
закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать
данное/данные из таблицы;
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две
группы по заданному основанию.
13

2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
читать, записывать, упорядочивать числа в пределах 100;
сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков
(>, <, =);
называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее
(предыдущее) при счете число;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100);
большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20) (при необходимости с
использованием опорных таблиц);
устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения
(со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100
(при необходимости с использованием опорных таблиц);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 — устно и
письменно (при необходимости с использованием алгоритма); умножение и деление в
пределах 50 с использованием таблицы умножения;
называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение);
деления (делимое, делитель, частное) (с опорой на терминологические таблицы);
применять переместительное и сочетательное свойство сложения, переместительное
свойство умножения;
находить неизвестный компонент сложения, вычитания; знать
и применять алгоритм записи уравнения;
использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины
(сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), объема (литр), времени (минута, час);
стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие
(при необходимости с использованием опорных таблиц);
определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с
помощью часов (при направляющей помощи учителя); выполнять прикидку и оценку
результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости,
устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;
решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись,
рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два
действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ;
формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной (при
направляющей помощи учителя);
различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник;
выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол,
прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения
построений линейку, угольник;
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев; находить периметр
прямоугольника (квадрата);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами
«все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать
выводы (при направляющей помощи учителя);
находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин,
геометрических фигур);
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур) (при
направляющей помощи учителя);
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами,
14

заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на
(изображении геометрических фигур) (при направляющей помощи учителя);
сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
составлять (дополнять) текстовую задачу;
проверять правильность вычислений.

рисунке

3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число
раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно,
в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в
пределах 100 — устно и письменно) с опорой на алгоритм;
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
выполнять деление с остатком с опорой на правило;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового
выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия
сложения, вычитания, умножения и деления (при необходимости с использованием
смысловой опоры);
использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых
выражений (при необходимости с использованием терминологических таблиц);
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и
вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, вычитании (с
опорой на алгоритм);
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени
(минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы
данной величины в другие (при необходимости с использованием таблиц величин);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных
инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата
измерений; определять продолжительность события (с направляющей помощью
учителя);
сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая
между ними соотношение «больше/меньше, на/в» (при необходимости с
использованием таблиц величин);
называть, находить после совместного анализа долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара,
определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами;
выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление
величины на однозначное число;
решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход
решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ
решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник,
многоугольник на заданные части;
15

сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата),
используя правило/алгоритм;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами:
«все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение
(вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с
использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о
реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим
работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; составлять
план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять
действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
4 КЛАСС
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится: читать,
записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число
раз (при необходимости с использованием таблицы разрядных единиц);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами
письменно (в пределах 100 — устно); умножение и деление многозначного числа на
однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 — устно); деление с
остатком — письменно с опорой на алгоритм (в пределах 1000);
вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего
действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами;
использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий (при
необходимости с опорой на таблицу свойств арифметических действий);
выполнять прикидку результата вычислений после совместного анализа; осуществлять
проверку полученного результата по критериям: соответствие правилу/алгоритму;
находить долю величины, величину по ее доле (при необходимости с направляющей
помощью учителя);
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время, вместимость,
стоимость, площадь, скорость) (при необходимости с использованием таблиц величин);
использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр,
метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута,
час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль),
площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости
(километр в час, метр в секунду) (при необходимости с использованием таблиц
величин);
использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения
между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью,
временем и объёмом работы (при необходимости с опорой на визуальную
поддержку/формулы);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру
(например, воды, воздуха в помещении); определять с помощью измерительных
сосудов вместимость с направляющей помощью педагога;
решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин
(при необходимости с использованием таблицы величин), выбирать при решении
16

подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления,
оценивать полученный результат по критерию: соответствие условию;
решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение
и т.п.), находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), использовать
подходящие способы проверки, используя образец;
различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг;
изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса с
направляющей помощью учителя;
различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра,
конуса, пирамиды;
выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры
на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из
двух- трех прямоугольников (квадратов);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; формулировать
утверждение (вывод) после совместного анализа, строить логические рассуждения
(одно-/двухшаговые) с использованием шаблонов изученных связок;
классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному- двум
признакам;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию,
представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о
реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание),
в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму при направляющей
помощи учителя;
использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм,
план, схема) в практических и учебных ситуациях; упорядочивать шаги алгоритма;
выбирать рациональное решение после совместного анализа;
составлять схему текстовой задачи, используя заученные шаблоны; числовое
выражение;
конструировать ход решения математической задачи;
находить все верные решения задачи из предложенных после совместного анализа.

17

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Математические представления
1 (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) класс
часа в неделю
Всего: 66 часов

№

Наименование разделов, тем.

Кол-во
часов
1

1

«Круг»

2
3
4
5

«Квадрат»
«Маленькие и большие квадраты»
«Маленькие и большие квадраты»
«Предметы похожие на круг, квадрат»

1
1
1
1

6
7

«Предметы похожие на круг, квадрат»
«Раскрашивание круга, квадрата»

1
1

8
9

«Раскрашивание круга, квадрата»
«Обведение круга, квадрата по контуру»

1
1

10 «Обведение круга, квадрата по контуру»
11 «Штриховка круга, квадрата»

1
1

12 «Штриховка круга, квадрата»
13 «Большой - маленький»

1
1

14 «Длинный - короткий»
15 «Большие и маленькие игрушки»

1
1

16 «Игровые упражнения на сопоставление двух
объектов по величине длинный-короткий, используя
приемы наложения и приложения».

1

17 «Я большая, а ты маленький»

1

18 «Штриховка предметов
различной
длинная лента, короткая лента».
19 «Подбери одежду
маленькой куклы»

для

большой

18

величины
куклы,

для

1

1

Дата

20 «Подбери ленты для кукол»

1

21 «Постройка башни»

1

22 «Длинный мост, короткий мостик»

1

23 «Выделение «короткий - длинный» предметов в
различных игровых ситуациях, в конструктивной
деятельности».
24 «Вверху-середина-внизу»

1

25 «Вверху-середина-внизу»
26 «Разложи игрушки по полкам»
27 «Разложи игрушки по полкам»
28 «Разложи одежду по полкам»

1
1
1
1

29 «Разложи одежду по полкам»
30 «Ориентация на листе бумаги»

1
1

31 «Вверх-середина»
32 «Середина –низ»
33 «Ориентация в классе»

1
1
1

34 «Середина класса»
35 «День-вечер-ночь»

1
1

36 «День-вечер-ночь»
37 «Части суток»

1
1

38 «День-вечер-ночь»
39 «Режим дня»

1
1

«Режим дня»
«Ночной режим»
«Ночной режим»
Закрепление по теме:
«Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи, что ты делал ночью»
44 Закрепление по теме:
«Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи, что ты делал ночью»
45 «Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
46 «Знакомство с понятием «один» и «много»

1
1
1
1

40
41
42
43

19

1

1

1
1

«Знакомство с цифрой 1»
47 «Один-много»
«Цифра 1»
48 «Один-много»
«Цифра 1»
49 «Много»

1
1
1

50 «Выполнение различных действий: один — много
хлопков».
51 «Мои игрушки»
52 «Мои игрушки»
53 «В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
54 «В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
55 «Поровну-больше»

1

«Поровну-больше»
«Разложи игрушки»
«Разложи игрушки»
«Пространственные понятия: поровну - больше, к,
от.»
«Пространственные понятия: поровну - больше, к,
от.»
«Игровые
упражнения
на
перемещение
в
пространстве, на изменение положений частей тела».
«Игровые
упражнения
на
перемещение
в
пространстве, на изменение положений частей тела».
«Игровые
упражнения
на
перемещение
в
пространстве»
«Игровые
упражнения
на
перемещение
в
пространстве»
Закрепление тем:
«Короткий длинный»
«вверху- середина-внизу»
«поровну-больше»
Закрепление тем:
«Короткий длинный»
«вверху- середина-внизу»
«поровну-больше»

1
1
1
1

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

66

20

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

Математические представления
1 класс 2 часа в неделю
Всего: 66 часов
№
Наименование разделов и тем
Кол-во Календ
урока
часов . сроки
Представление о величине 7 ч.
1.
«Большой –маленький»
1
2.
«Большой –маленький»
1
3.
«Высокий- низкий»
1
4.
«Высокий- низкий»
1
5.
«Широкий – узкий»
1
6.
«Широкий - узкий»
1
7.
Повторение изученного материала
1
Представления о массе 7 ч
8.
«Тяжелый - легкий»
1
9.
«Тяжелый - легкий»
1
10.
«Глубокий – мелкий»
1
11.
«Глубокий – мелкий»
1
12.
«Толстый – тонкий»
13.
«Толстый – тонкий»
14.
Повторение изученного материала
Количественные представления 9 ч.
15.
«Мало – много»
16.
«Мало – много»
17.
«Один – несколько»
18.
«Один – несколько»
19.
Изменение количества
20.
Изменение количества предметов.
21.
Сравнение количества предметов
22.
Сравнение количества предметов.
23.
Повторение изученного материала
Временные представления 9 ч.
24.
«Времена года».
25.
«Времена года».
26.
«Сутки».
27.
«Сутки»
28.
«Неделя».
29.
«Неделя»
30.
«Рано – поздно».
31.
«Рано поздно»
32.
Повторение изученного материала.
Пространственные представления – 7 ч.
33.
«Вверху – внизу»
34.
«Вверху – внизу»
35.
«Впереди – сзади»
36.
«Впереди – сзади»
37.
«Слева – справа»
38.
«Слева – справа»
39.
Повторение изученного материала.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

Фактич.
сроки

Расположение на листе бумаги – 5 ч.
40.
«Справа – слева»
41.
«Справа – слева»
42.
«Вверху – внизу, в середине».
43.
«Вверху – внизу, в середине».
44.
Повторение изученного материала.
Отношение порядка следования – 7 ч
45.
«Первый – последний»
46.
«Первый – последний»
47.
«Первый – последний»
48.
«Перед, после, между»
49.
«Перед, после, между»
50.
«Перед, после, между»
51.
Повторение изученного материала.
Геометрический материал – 10 ч.
52.
Круг
53.
Круг
54.
Квадрат.
55.
Квадрат.
56.
Треугольник.
57.
Треугольник.
58.
Точка.
59.
Прямая линия
60.
Кривая линия
61.
Повторение изученного материала.
Нумерация – 5 ч.
62.
Узнавание и выделение цифры 1.
63.
Узнавание и выделение цифры 1.
64.
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством
предметов. Прорисовывание цифры 1 по трафарету, точка.
65.
66.

Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством
предметов. Прорисовывание цифры 1 по трафарету.
Конструирование цифры 1 из пластилина.

22

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Математические представления
2 класс
2 часа в неделю
Всего: 68 часов в год
№
урока

Наименование разделов и тем

Представление о величине 7 ч.
1. Большой – маленький
2. Большой – маленький
3. Высокий – низкий
4. Высокий – низкий
5. Широкий – узкий
6. Широкий – узкий
7. Повторение изученного материала
Представления о массе 7 ч
8. Тяжелый – легкий
9. Тяжелый – легкий
10. Глубокий – мелкий
11. Глубокий – мелкий
12. Толстый – тонкий
13. Толстый – тонкий
14. Повторение изученного материала
Количественные представления 9 ч
15. Мало – много
16. Мало – много
17. Несколько – один
18. Несколько – один
19. Изменение количества предметов.
20. Изменение количества предметов.
21. Сравнение количества предметов
22. Сравнение количества предметов
23. Повторение изученного материала
Временные представления 9 ч.
24. Времена года
25. Времена года
26. Сутки
27. Сутки
28. Неделя
29. Неделя
30. Рано – поздно
31. Рано – поздно
32. Повторение изученного материала
Пространственные представления 7 ч
33. Вверху – внизу
34. Вверху – внизу
35. Впереди – сзади
36. Впереди – сзади

Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23

Календ.
сроки

Фактич.
сроки

37. Справа - слева
38. Справа – слева
39. Повторение изученного материала
Расположение на листе бумаги 5 ч.
41. Справа – слева
42. Справа – слева
43. Вверху – внизу, в середине
44. Вверху – внизу, в середине
45. Повторение изученного материала
Отношение порядка следования – 6 ч
46. Первый – последний
47. Первый – последний
48. Перед, после, между
49. Перед, после, между
50. Месторасположение предметов в ряду
51. Повторение изученного материала
Геометрический материал – 8 ч
52. Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат,
круг
53. Треугольник
54. Квадрат
55. Круг
56. Соотнесение геометрического тела с геометрической
фигурой: куб – квадрат, шар – круг.
57. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг)
58. Обводка геометрической фигуры по шаблону
59. Повторение изученного материала
Нумерация – 9 ч.
60. Узнавание и выделение цифры 1
61 Узнавание и выделение цифры 1
62. Конструирование цифры 1.
63. Прорисовывание цифры 1 по трафарету и точкам
64. Узнавание и выделение цифры 2.
65. Конструирование цифры 2.
66. Прорисовывание цифры 2 по трафарету и точкам
67. Соотнесение цифры 2 с соответствующим количеством
предметов
68. Конструирование цифры 2 из пластилина.

24

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Математические представления
3 класс
2 часа в неделю
Всего: 68 часов в год
№
урока

Наименование разделов и тем

Представления о величине – 8 ч
1. Большой. Сравнение предметов по размерам: большой,
маленький, равные.
2. Сравнение предметов: длинные, короче, равные.
3. Понятия: шире, уже, одинаковые
4. Понятия: выше, ниже, равные ростом.
5. Понятия: глубже, мельче.
6. Понятия: толще, тоньше, одинаковые
7. Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой
же)
8. Повторение изученного материала
Количественные представления – 5 ч
9. Понятие много, один.
10. Сравнение групп предметов (много, немного, мало)
11. Упражнения на выделение количества (много, мало,
пусто, один)
12. Изменение количества предметов. Уравнивание.
13. Составление картинки из нескольких частей
Пространственные представления -8 ч
14. Положение предметов в пространстве (далеко, близко),
вверху, внизу.
15. Понятия справа, слева
16. Пространственные понятия: рядом, около, там, здесь.
17. Положение предметов в пространстве (на, в, внутри).
18. Положение предметов в пространстве (за, перед, над
под)
19. Положение предметов в пространстве (на, в, внутри)
20. Отношение порядка следования (крайний, первый,
последний).
21. Порядок следования: перед, после, за, следом,
следующий.
Временные представления – 4 ч
22. Утро, день, вечер, ночь сутки
23. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
24. Неделя
25. Времена года
Геометрический материал – 9ч
26. Различение круглых геометрических тел. Рисование
геометрической фигуры - круг. Соотнесение круга с
шаром
25

Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Календ.
сроки

Фактич.
сроки

Знакомство с геометрической фигурой – квадрат.
Рисование квадрата по трафарету, по клетке
28. Геометрическая фигура – четырехугольник. Рисование
треугольника.
29. Точка. Прямая.
30 Кривая линия.
31. Рисование круга, квадрата, треугольника с помощью
учителя
32. Прямоугольник. Конструирование из счетных палочек.
33. Штриховка и соединение по точкам геометрических
фигур
34. Повторение изученного материала
Нумерация 34 ч.
35. Узнавание и выделение цифры 1.
36. Конструирование цифры 1 из пластилина.
37. Монеты. 1 копейка. 1 рубль.
38. Число и цифра 2.
39. Соотнесение цифры 2 с соответствующим количеством
предметов.
40. Прорисовывание цифры 2 по трафарету, т очкам.
41. Монеты: 2 рубля.
42. Показ на пальцах: 1, 2.
43 Выкладывание цифр 1, 2 из палочек, лепка из пластилина, зарисовка на доске, на бумаге
44. Письмо цифр 1 и 2 по трафарету и по точкам
45. Простые арифметические задачи на сложение.
46. Простые арифметические задачи на вычитание.
47. Решение задач на сложение и вычитание.
48. Сложение и вычитание в пределах 2. Закрепление.
49. Пара.
50. Образование числа 3.
51. Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел.
52. Состав числа 3.
53. Решение примеров на сложение и вычитание в
пределах 3
54. Показ на пальцах: 1, 2, 3
55. Письмо цифр 1, 2, 3 по трафарету и по точкам.
56. Упражнения в самостоятельном письме цифр на доске,
в тетради
57. Знаки действий. Запись примеров на сложение и
вычитание.
58. Закрепление вычитания в пределах 3.
59. Задачи на нахождение суммы.
60. Число, цифра 4.
61. Узнавание и выделение цифры 3,4. Прорисовывание
этих цифр по трафарету, опорным точкам
62. Соотнесение цифры 4 с соответствующим количеством
предметов
63. Конструирование цифры 3,4 из пластилина
64. Числовой ряд 1-4. Сравнение чисел.
27.

26

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65.
66.
67.
68.

Образование числа 4.
Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.
Закрепление изученного материала.
Повторение изученного материала.

1
1
1
1

Математические представления
4 класс
2 часа в неделю
Всего: 68 часов в год
№
Наименование разделов и тем
Колурока
во
часов
Представление о величине
1. Сравнение предметов по величине. Большой,
1
маленький, равные.
2. Сравнение предметов по длине: длинный. Короткий,
1
равные.
3. Сравнение предметов по ширине: шире, уже
1
одинаковые.
4. Понятие о высоте: выше, ниже, равные ростом.
1
5. Понятия: глубже, мельче.
1
6. Сравнение предметов по толщине: толще, тоньше,
1
одинаковые.
7. Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой же)
1
Количественные представления
8.
9.

Понятие много, один.
Сравнение групп предметов (много, немного, мало)

1
1

10.

1

11.

Упражнения на выделение количества (много, мало, пусто,
один)
Изменение количества предметов. Уравнивание.

12.

Составление картинки из нескольких частей

1

Различение круглых геометрических тел. Рисование
геометрической фигуры - круг. Соотнесение круга с
шаром
Пространственные представления.

1

13.

14.
15.
16.
17.

Определение
месторасположения
предметов
пространстве (близко-далеко).
Определение
месторасположения
предметов
пространстве (вверху - внизу)
Определение
месторасположения
предметов
пространстве (справа слева в середине).
Определение
месторасположения
предметов
пространстве (напротив, между, в центре, рядом)

27

1

в

1

в

1

в

1

в

1

Календ.
сроки

Фактич.
сроки

Перемещение в пространстве в заданном направлении:
вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево).
19. Отношение порядка следования (крайний, первый,
последний).
20. Порядок
следования: перед, после, за, следом,
следующий.
21. Знакомство с геометрической фигурой – квадрат.
Рисование квадрата по трафарету, по клетке.
Временные представления
18.

1
1
1
1

22.

Утро, день, вечер, сутки

1

23.

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

Знакомство с геометрической фигурой – треугольник.
Рисование треугольника по трафарету, клетке.
Количественные представления
24.

1

25.
26.
27.

Число и цифра 1. Запись цифры по точкам. Письмо1.
Монеты 1 рубль.
Число и цифра 2. Запись цифры по точкам. Состав числа
2.

1
1
1

28.

Монеты 2 рубля.

1

29.
30.

Показ на пальцах 1,2
Выкладывание цифр 1, 2 из палочек, лепка из пластилина, зарисовка на доске, на бумаге

1
1

31.
32.

Письмо цифр 1 и 2 по трафарету и по точкам
Простые арифметические задачи на сложение.

1
1

33.
34.
35.
36.
37.
38.

1
1
1
1
1
1

39.

Простые арифметические задачи на вычитание.
Решение задач на сложение и вычитание.
Точка. Прямая.
Сложение и вычитание в пределах 2. Закрепление.
Пара. Объединение предметов в пары.
Рисование круга. Рисование квадрата, треугольника с
помощью учителя.
Цифра 3. Соотнесение с количеством.

40.
41.
42.
43.
44.

Письмо цифры 3 по точкам.
Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел.
Порядковые и количественные числительные.
Состав числа 3.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 3

1
1
1
1
1

45.
46.
47.

Показ на пальцах: 1, 2, 3
Письмо цифр 1, 2, 3 по трафарету и по точкам.
Упражнения в самостоятельном письме цифр на доске,
в тетради
Знаки действий. Запись примеров на сложение и
вычитание.
Закрепление вычитания в пределах 3.

1
1
1

48.
49.

28

1

1
1

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Задачи на нахождение суммы.
Число, цифра 4. Соотнесение с количеством.
Образование числа 4.
Счѐт до 4 и обратно
Числовой ряд 1-4.
Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.
Состав числа 4.
Сложение и вычитание в пределах 4, сравнение.
Прямоугольник.
Обводка
по
трафарету,
конструирование из счетных палочек.
Число и цифра 5. Запись цифры по точкам.
Счѐт до 5 и обратно.
Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел.
Квадрат. Обводка по трафарету, конструирование из
счетных палочек.
Состав числа 5. Решение примеров
Решение примеров на сложение и вычитание.
Отрезок.
Число и цифра 0. Действия с 0
Решение простых задач на нахождение суммы
Решение простых задач на нахождение остатка.

29

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Алышева Т.В. Математика (учебник для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях) Издательство "Просвещение"
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и
классов VII вида. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010. – 407 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационнопедагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по математике.
При обучении математике необходим разнообразный дидактический материал:
наборы основных геометрических фигур и тел, счетный материал (предметный,
картинный), фишки-заместители, индивидуальные наборы счетных палочек. Для работы в
тетради рекомендовано использовать тетради в крупную клетку, линейки, карандаши
(простой и цветные).

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».