1
2
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
нормативных актов Республики Карелия и Лахденпохского муниципального района,
Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Элисенваарская
средняя общеобразовательная школа», Положения об индивидуальном учебном плане и других
локальных нормативных актов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Элисенваарская средняя общеобразовательная школа».
3
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психолого-медико-
педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования – на дому или в медицинских
организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть
получено в форме самообразования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются адаптированные образовательные программы,
разработанные и утвержденные образовательной организацией.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора
(ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника),
тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус
инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4.
Адаптированная
образовательная
программа
–
образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети
с
ОВЗ
принимаются
на
обучение
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.5. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам срок обучения может увеличиваться:
–
начального общего образования - не более чем на два года (до шести лет освоения
образовательной программы);
–
основного общего образования - не более чем на один год.
–
среднего общего образования - не более чем на один год.
2.5.
В
случае
обучения
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Элисенваарская
4
средняя общеобразовательная школа» должны быть созданы специальные условия для
получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здание школы и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ.
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
3)
сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатными специальными учебниками и
учебными пособиями, иной учебной литературой.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от
26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию
проходить
государственную
итоговую
аттестацию
в
форме
основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
5
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ
открывается
на
основании
приказа
директора
Муниципального
казенного
общеобразовательного учреждения «Элисенваарская средняя общеобразовательная школа» и
комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных
представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе) инклюзивного образования,
отдельном классе (группе) для обучающихся с ОВЗ.
3.3. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального количества
детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.
Комплектование
инклюзивных
классов
производится
с
учетом
требований,
установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого
психолого-медико-педагогический
консилиум
или
специалист
(специалисты),
осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся (при наличии)
выносит заключение о возможности продолжения обучения такого ребенка по образовательной
программе,
рекомендованной
ПМПК.
Данное
заключение
утверждается
решением
педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.6.
Психолого-педагогическое
социальный педагог, учитель-логопед.
сопровождение
ребенка
с
ОВЗ
осуществляют
6
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному
заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных
организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения
(очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения и
осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе Муниципального
казенного общеобразовательного учреждения «Элисенваарская средняя общеобразовательная
школа» при отсутствии медицинских противопоказаний.