Пояснительная записка к учебному плану образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1.) - легкая умственная отсталость на 2022-2023 учебный год. VII класс. Учебный план сформирован в соответствии с: Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года за № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной образовательной программой общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; распоряжением Правительства Республики Карелия от 4 апреля 2017 года № 182-П» «Об утверждении Концепции развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017-2025 годы»; В МКОУ «Элисенваарская СОШ» в 2022-2023 учебном году организовано обучение на дому для ребенка инвалида, обучающегося VII класса, который по состоянию здоровья не имеет возможности обучаться в условиях класса общеобразовательной школы. Учебный план МКОУ «Элисенваарская СОШ» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; Учебный план реализуется в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года в VII классе –34 учебных недели. Продолжительность урока в VII классе составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 30 минут. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение всей учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки не более 7 уроков в течение дня. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений распределена следующим образом: - на изучение предмета «Моя Карелия» - 1 час в неделю, 34 ч. в год, - на изучение курса «Социально-бытовая ориентировка» - 1 час в неделю, 34 ч. в год. Изучение предмета «Моя Карелия» направлено на решение важнейших задач поликультурного образования и формирования культуры межэтнических и межконфессиональных отношений . Изучение курса «Социально-бытовая ориентировка» направлено на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении, усвоении моральноэтических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Часы коррекционно-развивающей области распределены следующим образом: - логопедия - 2 часа в неделю, 68 часов в год, - занятия с психологом – 2 часа в неделю, 68 часов в год, - ритмика - 2 часа в неделю, 68 часов в год, Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальными нарушениями. При проведении логопедических занятий осуществляется коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с легкой умственной отсталостью. Специальные коррекционные занятия с психологом ориентированы на коррекцию и развитие эмоциональной сферы учащихся. Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевальной деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в VII классе подразделяется на: - Текущую аттестацию на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учётом их фактических знаний, умений и навыков. - Промежуточную аттестацию, которая осуществляется в форме интегрированного зачета по всем предметам учебного плана.