05.04.2023
Органы
государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской
деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские
действия.
Объективная логика становления
контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности
он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта
экстремизма).
Принятый федеральный закон, как
фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность
экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача
организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской
деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на
данном противодействии.
Эффективное противодействие
экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития
субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и
перспектив экстремистских действий.
В федеральном законе представлен
образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и
религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой
информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.
Закон в статьях 14 и 15
предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.
Профилактика экстремистской
деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной
работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с
вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики,
воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.
В последние годы в странах Западной
Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики
экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает
положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком
теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа
апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих
странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности
осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость
которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России
так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране
крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика
экстремизма.
В настоящее
время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению
проявлений экстремизма:
1.Подход, основанный на распространении
информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
Данный подход является наиболее
распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении
информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических,
политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и
мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и
создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.
В настоящее время этот метод частично
комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является
эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют
повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода
нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных
на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и
веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой
человек в настоящее время.
Чаще всего эти программы
недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться
от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций
должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других
программ, имеющих более широкие цели.
2.Подход,
основанный на аффективном обучении.
В основе этого подхода лежит
теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают,
прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в
семьях, где существовал запрет на выражение эмоций.
Аффективное (интенсивное
эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще
развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих
так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую
способность к сопереживанию (эмпатию).
В связи с этим у них не формируется
умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки
принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.
Кроме того, люди с неразвитой
способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны,
скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы
любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и
быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов
управлять рационально своими эмоциями
Хотя данная модель и является
эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от
других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только
на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои
этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка
предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое
сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в
целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь
мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
3.Подход,
основанный на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется на
понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя
или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода
важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник
обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность
социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные
программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение
возможного социального давления экстремистской среды.
Наиболее популярными среди таких
программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных
подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами -
подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в
дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в
своей школе, в своем районе.
4.Подход,
основанный на формировании жизненных навыков.
В данном подходе центральным
является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются
преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления
составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном
контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных
проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой
точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой
демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской
дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям
среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса
описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт:
агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе
данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются
в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным
влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий
имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно
быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного
поведенческого стиля.
5. Подход,
основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.
Этот подход предполагает
необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в
которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к
риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь
свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития
специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской
агрессии.
Например, в настоящее время все
больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей
команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники
предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы
болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или
с болельщиками других футбольных команд
А. Кромин выделяет четыре варианта
программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:
1. Предложение специфической
активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и
предполагает преодоление различных препятствий.
2. Комбинация возможности
удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности
в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством
или спортом).
3. Поощрение участия подростков во
всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
4. Создание групп молодых людей,
заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих
программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно
эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.04.2023
Дата обновления: 05.04.2023
Дата публикации: 05.04.2023